Алхимия в Праге

Гомункулы графа Кюффштейна

В старом оккультном журнале Psyche я увидел статью о попытках вольного каменщика из Венской ложи графа Кюффштейна создать искусственного человека - гомункулуса. Граф Ян Фердинанд Кюффштейн был потомком одного старого австрийского рода. Его личность, скрытая нимбом таинственности, привлекала к себе внимание историями о том, что он входит в состав обновленного ордена тамплиеров, розенкрейцеров и каменщиков.

Йозеф Каммер, автор сведений о графе, был его проводником в путешествиях, интендантом, поваром, камердинером, а также и фамулусом (ассистентом) при алхимически-магических операциях. Граф ему полностью доверял, и неудивительно - Каммер тоже был вольным каменщиком.

Граф Ян Фердинанд из Кюффштейна родился 19 февраля 1727 года, а умер 20 марта 1789 года. Служим чиновником у Марии Терезии и Иосифа II. Во время одной из своих поездок по Италии в небольшом городке Калабрия он познакомился с известным аббатом Желони, обладавшего большим опытом в оккультизме. С помощью тайных знаком они поняли, что оба каменщики и розенкрейцеры. Дни и ночи они провели в разговорах о тайных науках, забывая про сон и еду. Они собрались на 9 недель в один кармелитский монастырь, расположенный глубоко в горах, чтобы в великолепно оборудованной монастырской лаборатории создать «великое дело». Монахи торжественно встретили их.

В течение следующих пяти недель, когда огонь в лабораторной печи не должен был ни на минуту погаснуть, Каммер переживал такие моменты, когда у него волосы вставали дыбом, он дрожал от страха и вынужден был постоянно молиться, убежденный, что его заберет дьявол.

Оба адепта за пять дней изготовили 10 духов (гомункулусов, искусственных существ): короля, королеву, рыцаря, монаха, строителя, горняка, серафима, монашку, одного синего и одного красного духа. Красное и синее существо нормально были невидимыми, проявлялись только после чтения магической формулы. Первые восемь духов граф с аббатом поймали серебряными клещиками и поместили в стеклянные колбы объемом около 2 литров - как в банки, которые используют для варенья, только с более толстыми стенками, чтобы они могли выдержать удар. Банки сразу же наполнили чистой водой, вероятно, освященной. Каждую банку закрыли влажным коровьим пузырем.

Восемь духов, как рыбки, плавали в своих колбах. Желони уверял Кюффштейна, что они обязательно вырастут. Ночью колбы закопали в две кучи навоза в монастырском саду. Садовник каждый день орошал навоз жидкостью, приготовленной в лаборатории обоими алхимиками. После орошения навоз начал бродить, из него пошли испарения.

Пока духи созревали в навозе, аббат с графом занялись магическими экспериментами. Каммер записал три. Первый касался хищной птицы, которого аббат с помощью магических слов вызвал с небес. Вторым экспериментом был магический вызов, при котором из лампы вылезла призрачная змея. А во время третьего аббат превратил оловянную ложку Каммера в золотую. Через год он продал ее немецкому ювелиру.

Через 4 недели гомункулусов выкопали из навоза и поместили в песочную баню. Духи так выросли, что колбы стали малы для них. У них появились длинные ногти на руках и ногах, а у мужчин и усы. Жерони украсил духов, как положено: короля короной, жезлом и пурпурной мантией, королеву - такой же мантией и диадемой, рыцаря - мечом и копьем, монаха - капюшоном, чашей и облачением. Также насильно выбрил тонзуру размером с чечевицу на голове монаха, которому это не нравилось, и он укусил аббата за палец. Каменщик получил мастерок, циркуль и угольник.

Каммер и граф позже покинули монастырь и Калабрию, а духов тайно перевезли в Вену. Каждые 3-4 дня граф кормил их странной субстанцией так, что часть розоватой материи размером с горошину закладывал в ухо гомункулуса. Каждые 8 дней он менял воду в колбах на свежую, родниковую. Красные дух раз в неделю получал наперсток крови только что убитого животного. Кровь исчезала сразу же, как ее наливали в колбу, а вода снова становилась чистой.

Кюффштейн показал своих гомункулусов в ложе розенкрейцеров под присягой, более строгой, чем при вступлении в орден. Граф Ламберг разочаровался в духах и назвал их мерзкими жабами. Среди зрителей был и Франтишек Йозеф Тун, вдохновенный почитатель Месмера. Демонстрационные сеансы в венской ложе продолжались около четверти года. С каждым существом можно было беседовать, задавать вопросы о будущем, но имело значение настроение, в котором пребывала та или иная «куколка». Часто они изрекали невразумительные пророчества, иногда полную бессмыслицу. Каждое существо отвечало на вопросы, соответствующие его назначению: король с королевой о династиях, рыцарь - на военные, монах с монашкой - религиозные, каменщик - о делах каменщиков, серафим – о событиях в небесах, горняк - под землей. Всех, однако, превзошли духи красный и синий, которые знали, что делает Бог и Сатана. Каммер записал четыре успешных предсказания.

Граф также пытался с помощью монаха разыскать утраченное сочинение Парацельса, которое должно было храниться в тайном месте бенедиктинского монастыря. Но там монахи не подозревали, чтобы у них хранилась такая ценность. Поскольку дело касалось монастыря, помочь мог бы гомункулус-монах, но граф при заклинаниях нечаянно столкнул колбу со стола, она упала и разбилась. Монах получил серьезные ранения, и, не смотря на упорное магнетизирование срочно вызванного графа Туна, умер. Граф положил маленькую фигурку в гробик, сделанный из черного картона, и со слезами похоронил в саду под акацией.

Граф думал о замене монаха. Поскольку ответов монашки на религиозные вопросы было достаточно, он решил сделать адмирала. Отправился с графом Туном в монастырскую лабораторию в Калабрии. Попытка была неудачная, и зародыш адмирала умер через несколько минут. «Труп» сожгли и пепел развеяли по воздуху.

Приключенческие истории на этом не закончились. Однажды Каммер обнаружил, что колба короля пуста. Короля он нашел на колбе королевы, он хотел сорвать защитную печать с ее жилища и забраться туда. На отчаянный крик Каммера прибежал граф Кюффштейн. Оба начали гонять существо по комнате, «король» прыгал по мебели, как белка, и при этом кричал как сам сатана. Когда он утомился, графу удалось отправить его обратно в соответствующую колбу.

Наконец, граф избавился от духов. Его супруга забеспокоилась о спасении души своего мужа, и что бы ни сделал граф ради покоя в доме?

Остается вопрос - о чем шла речь в случае гомункулусом Кюффштейна? О какой-то украшенной амфибии? Об удачно исполненном трюке? Галлюцинации? Или о ребенке из пробирки? В «магические» добавки входила и сперма, навоз служил инкубатором, в колбе был физиологический раствор.

Старые алхимики считали, что каждая часть какого-то объекта содержит его полный образ. Поэтому из части можно изготовить идентичное целое. Возможно, граф Кюффштейн был мечтатель и фантазер, но он верно шел по следам рудольфинских алхимиков, для которых Пражский град стал Меккой и желанной целью.

Алеш Чесал



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты
Hosted by uCoz