гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Насколько простиралась сила святыни Жижи?

Холмы на левом берегу Влтавы очень похожи между собой, напоминают батоны теста, положенные один за другим. Девин, Павий врх, холм Мразовка, Петршин. И только последний их них - градчанский выступ - от них отличается. Предкам чехов он напоминал спину дельфина, хотя они это морское животное своими глазами не видели. По какой-то причине люди устроили здесь святилище. И только позже был построен Пражский град, под которым постепенно выросла чешская столица.

Модель Пражского града
Модель Пражского града
Вид на Пражский град с Кларова
Вид на Пражский град с Кларова

Пражский град уникальный, это самый большой комплекс крепости в мире - его длина 570 м, а ширина 130 м. 1100 лет он без перерывов является резиденцией государственной власти. Остается загадкой, почему Пршемыслы в начале 10 века построили свою резиденцию именно здесь. Они уже хорошо обжились на своем городище на Левом Градце, так почему почувствовали необходимость переселиться на 9 км южнее? Историки считают, что предков, вероятно, привлекала сила таинственной святыни на холме Жижи, которая действует здесь уже длительное время. Возможно, Пршемыслы, чтобы таинственное святилище входило в состав их новой резиденции и увеличило их власть.

Градчанский гребень сначала выглядел иначе. Перед тысячелетием это был узкий перешеек, умеренно снижающийся к востоку, окруженный с севера и юга крутыми склонами. Только позже на них появились новые постройки и была расширена территория крепости до нынешних размеров. В одном месте еще незастроенной почти плоской поверхности выступает темная сланцевая скала. До сих пор неясно, природное ли это создание или люди добавочно повысили ее за счет привезенной земли. Этот холм с давних пор называли Жижи и, вероятно, на нем находилась старинная святыня. Теперь уже сложно найти это место на Градчанах, хотя еще в начале 20 века холм был заметен, хотя императрица Мария Терезия (1717-1780) приказала его снизить, чтобы не мешал развитию строительства на Граде. Когда во время I республики начинается масштабное благоустройство и выравнивание территории, холм навсегда исчезает под нынешним мощением. Горка длиной несколько десятков метров находится, вероятно, под III двором недалеко от входа в кафедральный собор св. Вита. Она начинается примерно на месте нынешнего Старого дворца пробства и гранитный обелиск, и тянется под II двор примерно к фонтану.

О странном скальном образовании и святыни на нем пишет чешский летописец Космас (1045-1125), и именно он использует название Жижи. Что означает это старославянское таинственное слово? Чешский исследователь Алеш Чесал напоминает, что в Словакии огонек до сих пор называют жижа. Это было место, где горел огонь. Вероятно, здесь сжигали жертвы или мертвые тела. В храме Сварога в северо-восточной Германии по традиции горел вечный огонь. Кроме того там содержали белого коня, по шагу которого и по способу переступания через перекрещенные бревна делались предсказания. Может быть, нечто подобное было и на Пражском граде?

Некоторое представление о том, как выглядело священное место на холме Жижи, можно получить из открытия русских археологов в окрестностях Новгорода. Часто это круглая постройка со рвом, в котором горели священные огни. Не исключено, что святыня на холме Жижи даже старше, чем в упомянутом славянском месте. Пражский топограф Josef Teige (1862-1921) пришел к выводу, что за именем Жижи могла скрываться древнегерманская или даже кельтская богиня Zisza. Тогда это была бы очень старая святыня, к которой обращались раньше, чем началась застройка Градчан. Эту гипотезу подтверждают и археологи, выяснившие, что ненаселенный утес уже в 8 веке был огорожен символическим укреплением. С древних времен священные места «закрывали» каким-нибудь символическим способом, чаще невысоким валом, иногда стеной, камнями или рвом. Символическое препятствие должно было предупреждать о магической силе места, в которое вступал человек, чтобы он это осознавал и вел себя соответствующим образом. Являлось ли ограждение холма Жижи некоторой формой магической охраны?

III двор Пражского града
III двор Пражского града
II двор Пражского града
II двор Пражского града

Язычники поклонялись скалам, вершинам холмов, а также и родникам. Они верили, что подобные источники обладают чудодейственной силой. А родники есть и здесь! В непосредственной близости к холму Жижи бьет ключом сильный Святовацлавский источник, который снабжает водой целый Град. По мнению некоторых эзотериков, возможно, родник обеспечивал равновесие главных земных сил и повышал значимость холма Жижи. В легенде об этом месте говорится как о соборном поле, т.е. о месте важных собраний.

III двор Пражского града
III двор Пражского града
Позже здесь якобы был каменный трон, на котором короновались князья. Князь Вацлав (907-935) и его отец Вратислав (888- 921), вероятно, здесь были посажены на «престол предков». Такие престолы в то время были распространены - они были у германцев, готов, шведов, датчан, ирландцев, шотландцев и др. Из славянской среды - у корутанцев, которые сажали на такой камень своих воевод после выбора их во главу рода. Интересно, что все эти престолы всегда находились за пределами городища, и при выборе или возведении на престол часто подчеркивалось сельское происхождение правящего рода. По традиции сюда имели доступ самые важные члены клана.

Самое интересное открытие было сделано в 1928 году, когда археологи нашли прямо на Жижи деревянный саркофаг. Большой меч у скелета наводит на мысль, что похоронен кто-то очень значительный, возможно даже князь. Да и кто другой мог бы быть похоронен на таком важном месте. Возможно, это какой-то очень уважаемый правитель, или даже основатель правящего рода - Пршемысл Орач? Или кто-то очень мощный для защиты этого места? Ведь до сих пор не найдена могила первого известного пршемысловского князя Борживоя I (851-891).

Сейчас на Пражском граде от магического холма Жижи не осталось и следа. Но благодаря архитектору Йосипу Плечнику (1872-1957) холм символически присутствует здесь. Четырехгранник на вершине монолита, согласно философии Платона, можно считать символом огня, который по-прежнему сохранен на месте огненной святыни. А сохранилась ли доныне и магическая сила этого места?

Jan Zeman


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты
Hosted by uCoz