гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Голем спасает евреев

Голем Каждую ночь посылал раввин Лёв Голема сторожить улицы пражского еврейского гетто и Старого Города. Если заметит что-нибудь подозрительное, если увидит, что кто-то собирается причинить евреям зло, он сразу должен вмешаться. Особенно бдительным был он в канун праздника пейсах, о котором среди христиан ходили разные лживые слухи, был внимателен и наблюдал за всем, что делается в еврейском городе и вокруг гетто.

В ночной обход Голем отправлялся в одежде христианина-носильщика. Если ему предстояла особо трудная задача, высокий раввин Лёв вешал ему на шею амулет - тайные знаки, начертанные на оленьей коже. Амулет делал Голема невидимкой. Невидимый ходил он в корчмы Старого Города и слушал, о чем говорят люди, невидимый, наказывал тех, кто этого заслуживал.

В ту пору случилось, что из еврейского города исчезла прислуга-христианка. По субботам, когда евреям запрещена любая работа, эта девушка помогала в еврейских домах. И вот ее нигде нет, и никто не знает, куда она делась.

Через несколько дней после ее исчезновения сбежала из гетто Дина, дочь еврейского лекаря. По началу казалось, что оба исчезновения никак между собой не связаны. Но следствием их стала опасность, угрожавшая всему еврейскому городу.

Дочь лекаря сбежала в ближний монастырь. Тайком она уже давно сговорилась с монахами. Хотела отречься от еврейской веры и принять христианство. Ее побег взволновал Прагу. А больше и христиан и евреев взволновало то. что она поведала.

Высокий церковный иерарх подверг лекареву дочь Дину длительному допросу, как это было принято в таких случаях, расспрашивал, почему она решила покинуть еврейскую веру, интересовался подробностями ее жизни, Дина охотно отвечала на все вопросы. Она стремилась заслужить у новых единоверцев похвалу и восхищение. А потому полагала, что должна охаять то, из чего вышла.

- Скажи нам, - спросил ее священник, - правда ли. что евреи используют для приготовления пасхальных хлебов христианскую кровь?

- Да, это правда, - горячо подтвердила Дина.

- Ты, наверное, знаешь, - продолжал вопрошать священник, - откуда евреи взяли христианскую кровь для печения хлебов в этом году?

Дина задумалась, но ненадолго.
- Как не знать. - сказала она, - перед весенним праздником в еврейском городе исчезла христианка-прислуга.

- Подумай хорошенько, дочь моя, над тем, что утверждаешь, - настаивал священник.

И тут, чтобы придать своим словам вес, еврейская девушка Дина поклялась, будто собственными ушами слышала разговор двух синагогальных служек - Абрахама Хаима и Йозефа. - Но ведь Йозеф немой, - удивился священник.

- Немой, - не давала себя запутать Дина, - но говорит руками лучше, чем другой языком. Они явно вели речь о той прислуге и о том, как лишили ее жизни.

В тот же день, когда Дина взвалила на еврейскую общину ужасное подозрение, об этой клевете узнал высокий раввин Лёв и опечалился. Великое несчастье предстоит людям. - подумал он, - тяжкое бремя ложится на плечи сынов Адамовых. И пришел ему на ум стих из библии: «Ибо от одежды родится моль, а от негодной жены всяческое зло».

Нужно было, не откладывая, действовать. Раввин подозревал, что очень скоро придут стражники и уведет Абрахама Хаима и Йозефа в тюрьму. И решил во что бы то не стало Йозефа спасти. Йозеф был ему необходим для выполнения очень важной задачи. Поэтому он спрятал Голема в чулан, а в его платье одел другого немого. Лёв надеялся, что судьи, перед которыми предстанет немой служка, не знают Голема в лицо.

Едва он успел распорядиться о самом главном, как явилась стража. Стражники уже схватили Абрахама Хаима и теперь пришли за Йозефом. Но увели с собой того, кто за Йозефа себя выдавал.

Раввин Лёв глубоко вздохнул. Первая половина дела удалась. Лишь бы удалась и вторая. Освободив Голема из чулана, раввин одел его в крестьянское платье и дал письмо.

- Йозеф. - сказал он, - обшарь всю Прагу, и если где-нибудь найдешь ту прислугу, что работала в еврейском городе, подашь ей это письмо и приведешь ее сюда. А не найдешь в Праге, обшарь пражские окрестности, не найдешь и там - обыщи хоть всю Чехию.

И высокий раввин объяснил Голему, какая беда ожидает еврейский город, если служанка во время не вернется.

Прага. Еврейское гетто
Еврейское гетто
Голем кивал - мол, понимает. Во всем, что касалось охраны еврейской общины, он был умен и расторопен. Ведь он был создан для этой цели, как певчие птицы для пения, белый для работы и темная ночь для сна.

Раввин вручил Голему письмо, в котором просил служанку от имени ее бывшей хозяйки поскорее вернуться. Если ей недоплатили, ее вознаградят сторицей. А пока он посылает ей задаток - двадцать пять талеров.

Голем покинул дом раввина, и настало томительное ожидание.

Тем временем близился день суда. Раввина Лёва пригласили представлять на суде еврейскую общину. И хоть был раввин мудр и красноречив, на сей раз он опасался, что не на многое будет способен, если Голем не найдет служанку, которая своим присутствием опровергнет клевету.

Во всех пражских синагогах в те дни было полно людей. Евреи молились, дабы отвести от себя опасность. А опасность была совсем близко. Если суд вынесет обвинительное заключение, можно ожидать, что в еврейский город ринутся толпы кровожадных грабителей и убийц, как во времена ученого и поэта Авигдора Кары.

День суда приближался, а о Големе ни слуху, ни духу. Раввин Лёв распорядился держать строгий пост, но небеса не хотели смиловаться.

Рассвет рокового дня застал высокого раввина Лёва у окна. Он все еще надеялся, что на улице покажется Голем и всех спасет. Света прибывало, надежды убывало.

В Староновой синагоге в тот день шло торжественное богослужение в честь дня примирения. Люди прощали друг другу грехи. Заботы и печали с плачем вступили под своды синагоги, и все же евреи расходились приободренные словами раввина Лёва.

У всех начинался трудовой день. Высокому раввину Лёву и главе общины Мордехаю Майзлу предстояла скорбная обязанность посетить судебное заседание. О том, чтобы выиграть тяжбу, нечего было и думать. Ни от Голема. ни от служанки - ни следа.

Перед зданием суда собралась толпа. Как только появилась лекарева дочка Дина со своими провожатыми, послышались восторженные выкрики. За Диной сквозь толпу прошли глава общины Майзл и высокий раввин Лёв. Толпа загудела, со всех сторон посыпались угрозы. Это была прелюдия беда, которую оба они ждали с минуты на минуту.

Едва они вошли в зал суда, как взоры всех обратились к ним и следили за ними, словно они были виновниками таинственных и ужасных событий.

Судья открыл заседание и велел вызвать обоих синагогальных служек - Абрахама Хаима, который таковым действительно был, и немого, выдававшего себя за Иозефа. Оба обвинялись в убийстве пропавшей в гетто христианской служанки.

Потом судья велел привести главного свидетеля, лекареву дочку Дину, и спросил ее:
- Узнаешь еврейских служек? Это те самые, разговор которых о той служанке ты слышала?

- Как не узнать! - отвечала Дина. - Одного зовут Абрахам, а другого Йозеф. Они двое и хвастали, что убили служанку.

Голем Судья задумался. Течение его мысли нарушило ворвавшееся через открытое окно в тишину зала громыхание деревенской повозки. Громыхание мгновенно стихло, и в зал суда вошел Голем, крепко держа за руку без вести пропавшую служанку. Сбитый с толку множеством людей, он взволнованно искал глазами место, где сидит высокий раввин Лёв. Но тот уже встал и кивнул ему. Голем подошел к раввину, жестами стал объяснять, что с ним приключилось.

В Праге он служанку не нашел и в деревнях, которые ему называли ее знакомые - тоже. Пришлось отправиться к ее брату на другой конец Чехии, оказывается, она поехала туда в гости. Встретившись с ней, Голем сразу отдал ей письмо и заставил ее брата как можно быстрее отвезти ее в Прагу. Если бы лошади не нуждались в отдыхе, он привез бы служанку раньше. Подъехали к дому раввина Лёва, и раввинова жена сказала, что ее мужа можно найти в суде. И вот они, слава Богу, здесь.

Весь зал зашумел от удивления. Люди показывали на пропавшую служанку и на Йозефа. Пришлось суду признать такое доказательство достаточно веским. Дина побледнела и испуганно смотрела то на настоящего, то на поддельного Йозефа.

Потом слово взял высокий раввин Лёв и произнес перед судом одну из своих самых блестящих речей. На примере лжесвидетельства Дины он продемонстрировал, как ложь сама себе роет могилу. С жаром выступил он против наветов и, показывая на пропавшую служанку, объяснил, как мало было нужно, чтобы случилась великая беда.

Обвиняемые синагогальные служки, настоящий счастливый Голем - и подставной, вернулись с раввином Левом, с главой общины Майзлем и со служанкой в еврейский город. С их возвращением в еврейские дома вернулись мир и покой.

Эдуард Петишка «Голем»
Перевод с чешского В. Каменской и О. Малевича



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты
Hosted by uCoz