Вацлавская пл., 1
Ул. На Пршикопе. 1885 |
Более ста лет тому моменту, когда в конце января 1911 года в Праге был объявлен архитектонический конкурс на строительство здесь нового полифункционального дворца. Вырасти ему предстояло на земельном участке, расположенном именно на этом самом, чрезвычайно привлекательном и аппетитном перекрёстке, издавна именуемом Золотым крестом, - одном из самых видных мест на «Вацлаваке». Инвестором была фирма с длинным названием: Первое чешское всеобщее акционерное общество для страхования жизни (которое позже получило имя по названию своей резиденции - «Коруна»). Эта компания закупила три старых дома, составлявших угловую развязку.
Речь шла о весьма ценных постройках, которые сегодня бы, без сомнения, находились под строгой защитой закона об охране памятников истории и архитектуры, до них и пальцем никто бы не посмел дотронуться; дело в том, что история их создания связана с эпохой основания Нового Места пражского, то есть, с 14-м столетием. Наиболее ценным был именно угловой дом с фасадом, исполненным в стиле барокко. Назывался он „У Шпинков". В 19-м веке здесь размещалось прославленное «Венское кафе», которое, между прочим, посещали также и гиганты мысли, отцы чешского Возрождения -Франтишек Палацкий и Франтишек Ладислав Ригер. Но 100 лет назад о таких «мелочах» никто не думал - этот дом решено было принести в жертву поступи современного прогресса.
Фасад Коруны на ул. На Пршикопе | Фасад Коруны на Вацлавской пл. |
Также при возведении нового дворца было изначально решено снести и архитектонически чрезвычайно ценный неоренессансный Хаасов торговый дом, что на улице На Пршикопе (архитектор Алекс Линсбауэр, 1869-71), за каменным фасадом которого скрывался эффектный интерьер с металлическими колоннами, лестницей и так называемым паровым подъемным устройством: на специальную раму выкладывались персидские ковры, которые филиал прославленной венской фирмы предлагал на продажу. Однако, к счастью, владельцы комплекса продавать его отказались, и тогда Хаасов дом был вмонтирован во вновь построенный дворец, который, в конце концов, получил название «Koruna» (по-русски - «Корона»). „Хаас-Хаус" здесь стоит, кстати, до сих пор - в нём размещён магазин фирмы Benetton. Заказчик сам придумал остроумное решение: слева от Хаасова дома будет находиться будущий узкий фасад „Коруны" со входом в новый пассаж, который внутри обретёт прямоугольный излом и „вольётся" в Вацлавскую площадь.
Ул. На Пршикопе. 1939 |
Сделайте нам мультифункционально
Итак, соревновавшиеся архитекторы получили изначально заданный контур и основную структуру новостройки; их также «озадачили» мыслью о том, что необходимо акцентировать угловую развязку башенной надстройкой. В рамках «тендера» разгорелась яростная борьба. Известно, что крайне интересный проект постройки дворца был предложен знаменитым чешским архитектором Яном Котерой, но жюри, в конце концов, выбрало вариант, выдвинутый его учеником Антонином Пфайффером (1879-1938). Речь шла об уже достаточно известном мастере искусств, который к тому времени прожил несколько лет в Париже и других европейских столицах. Он предложил проект роскошного 6-этажного железобетонного здания с башнеподобным угловым центром, завершённым стилизованной короной и скульптурами атлантов, её поддерживающими. Цоколь здания пронзил застеклённый прямоугольный пассаж с выходами на площадь и улицу.
В Праге Пфайффер в те годы успел прославиться спроектированными в стиле сецессион-модерн виллами в районе Старый Бубенеч. Помимо участия в строительстве памятника ЯНУ Гусу архитектор был широко известен и тем, что спроектировал интерьеры пражского отеля «Париж». Но «Kopунa» является, бесспорно, самой значительной работой Пфайффера. Он создал характерный для того времени размашисто-великолепный дворец пражского сити с железобетонной конструкцией, который, наряду с одновременно строившимися в ту пору Шупиховыми домами («Рококо»), дворцами «Звезда» (Мелантрих) и «Люцерна», принадлежит к числу ярких примеров мультифункциональных пражских зданий.
Уже в 1912 году было выдано разрешение на строительство. Закипела работа. Постепенно стало ясно, что по архитектурному стилю монументальный дворец «Коруна» будет отнесён к так называемому геометрическому, позднему модерну. использующему мотивы, напоминающие кубизм. Интересна угловая башня с вершиной в виде стилизованной короны. Эффектен богато и рельефно оформленный пассаж дворца, состоящий из двух крыльев. Необычны грандиозность пространства и конструкционная облегченность постройки. Короче говоря, дворец ПОЛУЧИЛСЯ. ЭТО была удача - и для архитектора, и для города.
Ул. На Пршикопе. 1948 |
Мифология на службе прагматизма
Пражский муниципалитет в те годы издал для архитекторов негласную директивную инструкцию: магистрат настаивал на всестороннем использовании вновь возникающих банковских и страховых домов. В них должны были располагаться не только магазины и офисные, культурно-массовые и сервисные помещения, но также и квартиры, и ателье на верхних этажах, чтобы здания вечером не выглядели мёртвым. Напрямую этот принцип коснулся и «Коруны». На «полную катушку» использовали даже её полуподвал: там были оборудованы знаменитые бани с восьмигранным бассейном, а также кинотеатр. В цокольном этаже находились магазины и весьма впечатляющий пассаж. На этаже втором были, разумеется, кафе и ресторан, а потом следовали канцелярии (дворец был предназначен, прежде всего, для администрации страхового общества, репрезентативные интерьеры которого были расположены в помещениях с окнами, выходящими непосредственно на площадь и улицу) и квартиры.
Дом получил элегантный «наряд» в стиле позднего геометрического сецессиона, а также в виде замечательных скульптурных декораций Войтеха Сухарды, который, обратившись к античным и мифологическим идеалам, создал и символ подсвеченной короны на вершине угловой башни. Эффектным был также пассаж с верхним освещением и могучим куполом в месте излома. Его составляли 3800 кристаллов из гранёного стекла (в процессе не слишком удачной реконструкции 80-90-х годов они были, однако, заменены элементами из литого стекла; исчезли и многие другие изначальные детали).
Первый номер центра столицы
На самом верхнем этаже дворца находилось ателье известного архитектора Ладислава Махоня, который вместе с профессором Франтишеком Киселой в 1913 году, в чисто кубических формах спроектировал интерьер «коронного» кинотеатра. Махонь на этом не остановился, создав в 1930 году на месте кафе первую в Европе функционалистскую столовую-автомат «Коруна», просуществовавшую вплоть до начала 90-х годов прошлого века. Оборудование было супермодерновым по тем временам - из хромированной стали; стены облицевали бежевыми стеклянными плитами (так называемым опакситом), а неоновую рекламу на портале создал дизайнер с мировым именем Ладислав Сутнар. Столовая-автомат с самообслуживающей эксплуатацией приглянулась британцам - и Махонь получил заказ на проектирование аналогичного комплекса для лондонской Оксфорд Стрит.
Коруна |
...Нумерация домов по Вацлавской площади идёт от Старого Места к Национальному музею, поэтому первый номер по восточной стороне - как раз у офисно-торгового центра Palac Koruna. При «большевиках» в 1974-77 годах дворец перестроили для нужд внешнеторгового акционерного общества „Техноэкспорт». Это была последняя большая реконструкция: с 1983 года дворец был взят государством под охрану как памятник истории и архитектуры. Впрочем, охрана эта при погружении в пучину капитализма частично утратила свою эффективность: новые «хозяева жизни», к примеру, полностью уничтожили кубистический интерьер кинотеатра, который потом и вовсе переоборудовали под склад. Исчезли и знаменитые бани, уступив место магазину аудиовизуальных носителей... Дворец со временем стал представительской резиденцией акционерного общества «Техно-экспорт». Но ничто не вечно под Луной: сейчас владелец здания - фирма Chemoprojekt. Будем надеяться, что она бережно относится к своему уникальному имуществу. Хозяева, как говорится, приходят и уходят, а дворец стоит, удачно выбрав время и место, продолжая радовать пражан и гостей чешской метрополии. Остаётся лишь пожелать седому Вацлаваку, чтобы он с достоинством и далее носил свою драгоценную «Корону», доставшуюся ему по счастливой случайности, имя которой - Судьба.
Антон Гетта
|