гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Старопражский дом čp 1239, называемый Вавровым, бывшее жилище новоместских мельников, а также водонапорная башня 1606 года и барочное здание - сохранившиеся объекты от так называемых Гельмовых мельниц (Helmove mlyny).
Окрестности костела св. Климента, который датируется 11 веком, перестроен в 1226 году орденом доминиканцев, являются одним из самых старых жилых районов на территории Праги. Уже в конце 10 века в дарственной записи Болеслава II для Бржевновского монастыря упоминаются мельницы на Поржичи и селение у будущего костела св. Климента. Через поселение проходила важная торговая дорога на северо-восток, которая определила и направление Климентской улицы, называвшейся тогда vicus Teutonicum. Название говорит о том, что первоначальное поселение было немецкое, и только с конца 13 века добавилось чешскоговорящее. В 13-14 вв. около костела размещались солодовни и бани, а за ними на реке 8-10 мельниц. После пожара мельниц в конце 15 века и их последующего обновления эту часть окрестностей костела св. Климента стали называть Nove mlyny - Новые мельницы. Об этом напоминают названия улиц Нове млины и Новомлинская. В середине 17 века эти места были заброшены, вывшие солодовни и бани снесены.
Своды, рустованный портал раннего барокко, простые откосы окон и общая компоновка свидетельствуют о строительстве дома в последней четверти 17 века. Небольшая реконструкция была в конце 18 века, когда домом владела зажиточная семья Михаловиц. С того времени ковка на входных дверях и овальное окошко на лестнице. Последнее строительное вмешательство было в 90е годы 19 века на фасаде дома, а после 1900 года, когда дом приобрела семья Вавров, частично была изменена внутренняя компоновка и построен новый балкон, опирающийся на декорированные чугунные колонны. С 1977 года дом используется как Почтовый музей Праги. Декоративную отделку здания выполнил известный чешский художник Йозеф Навратил (1798-1865). После окончания Пражской художественной академии Навратил открыл художественную мастерскую в Петрском районе. Он быстро продвинулся, выполняя заказы, и с конца 20х годов его декоративное искусство высоко ценилось в пражских кругах, потому что он выполнял совершенную работу, основанную на изучении художественных техник, с которыми познакомился при реставрации и заграничных поездках.
В середине 30х годов ему было доверено оформление парадных помещений Пражского града, которое сохранилось только во Вратиславском коронационном зале. Он также декорировал зал капитула монастыря кржижовников (крестоносцев с красной звездой) у Карлова моста. Декор пражских буржуазных домов в 30-40 годы 19 века свидетельствует о стремлении к приятной и роскошной атмосфере дома. Этим запросам соответствует повышенное количество художников, расписывающих помещения, из которых именно Йозеф Навратил довел до совершенства этот вид художественного самовыражения буржуазии того времени. В украшении интерьеров пражская буржуазия проявляла любовь к путешествиям, мечты о далеких, часто недоступных странах, которые он приближал в романтичных изображениях в тишине и покое своего дома. В 1847 году мельник Вацлав Михаловиц попросил своего друга Йозефа Навратила украсить весь его дом на Новых Млинах. Роспись первого этажа, к сожалению, не сохранилась, но на втором этаже она сохранилась великолепно. Членение стен, орнаментальные рамки для картин, цветовое решение надо рассматривать как одно целое.
В первом помещении, зеленом салоне, аванзале перед столовой, Навратил использовал контраст лепного орнаментального декора потолка с цветочными мотивами стен. Особое впечатление производит столовая, также называемая альпийским салоном. Картины напоминают нам местные пейзажи, руины замка и водопад, где художник, увековечил, вероятно, семью Вацлава Михаловица. На пяти следующих картинах изображены альпийские мотивы. Навратил здесь декорировал стены ведутами с яркими иноземными сценами. Из альпийского салона пройдем в небольшое помещение с французскими окнами, потолок которого выполнен в пастельных тонах.
Стены последнего, театрального салона, более претензионные. Они разделены на обрамленные поля, одно незаполненное, только в углах орнамент в виде рокайля, другое - с решеткой и снова с рокайловым орнаментом. В рокайлях изображены сцены из чешских спектаклей, немецких драм и опер, которые в то время исполнялись в Праге. Но рококо не является стилем оформления этого салона. Более темные цвета при изображении исторических событий говорят о 19 веке. Искусство Навратила ставило себе задачу создать вид 18 века, в котором использовали рококо, поэтому стиль салона обозначен как второе рококо. Небольшие медальоны этого помещения являются доказательством принадлежности Навратила Праге его времени. В них изображены 16 сюжетов: Суд Либуше, Призвание Пршемысла на трон, Забытая стража, сцена по мотивам народной песни «Когда я пас тех коней», Император Конрад и дочь Итка, Фауст и Маргарита, Вильгельм Телль, Белая пани, Дух Крока, Похищение из Сераля, Роберт дьявол, Олдржих и Божена, портрет Йозефа Навратила, сцена из оперы Вагнера «Золотое руно», Девушка с арфой, Вацлав IV с Сусанной. Над дверьми Навратил изобразил натюрморт с фруктами и бокалом вина. Т.к. росписи Навратила в других домах не сохранились, дом Михаловица занимает особое место в настенной живописи буржуазной Праги до 1848 года. По материалам Музея почтовых марок в Праге |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|