гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Вавров дом на Новых Млинах

Старопражский дом čp 1239, называемый Вавровым, бывшее жилище новоместских мельников, а также водонапорная башня 1606 года и барочное здание - сохранившиеся объекты от так называемых Гельмовых мельниц (Helmove mlyny).

Прага. Вавров дом. Фото Галины Пунтусовой
Вавров дом
Прага. Костел св. Климента
Костел св. Климента

Окрестности костела св. Климента, который датируется 11 веком, перестроен в 1226 году орденом доминиканцев, являются одним из самых старых жилых районов на территории Праги. Уже в конце 10 века в дарственной записи Болеслава II для Бржевновского монастыря упоминаются мельницы на Поржичи и селение у будущего костела св. Климента. Через поселение проходила важная торговая дорога на северо-восток, которая определила и направление Климентской улицы, называвшейся тогда vicus Teutonicum. Название говорит о том, что первоначальное поселение было немецкое, и только с конца 13 века добавилось чешскоговорящее. В 13-14 вв. около костела размещались солодовни и бани, а за ними на реке 8-10 мельниц. После пожара мельниц в конце 15 века и их последующего обновления эту часть окрестностей костела св. Климента стали называть Nove mlyny - Новые мельницы. Об этом напоминают названия улиц Нове млины и Новомлинская. В середине 17 века эти места были заброшены, вывшие солодовни и бани снесены.

Прага. Гельмовы мельницы (Helmovy mlyny). Вацлав Янса
Вацлав Янса. Гельмовы мельницы (Helmovy mlyny)
Вавров дом возник, вероятно, на более старом готическом фундаменте, который был использован для укрепления внешних стен подвала при ренессансной постройке объекта в 17 веке. Над уровнем земли дом был, вероятно, деревянный. В середине 17 века объект опустел, а обновлен был, согласно дате на щите, в 1678 году. После пожара Петрского района в 1689 году, от которого пострадало много домов, пражское поселение обновило водопроводную станцию, мельницы на реке и жилой дом cp 1239 по соседству.

Своды, рустованный портал раннего барокко, простые откосы окон и общая компоновка свидетельствуют о строительстве дома в последней четверти 17 века. Небольшая реконструкция была в конце 18 века, когда домом владела зажиточная семья Михаловиц. С того времени ковка на входных дверях и овальное окошко на лестнице. Последнее строительное вмешательство было в 90е годы 19 века на фасаде дома, а после 1900 года, когда дом приобрела семья Вавров, частично была изменена внутренняя компоновка и построен новый балкон, опирающийся на декорированные чугунные колонны. С 1977 года дом используется как Почтовый музей Праги.

Декоративную отделку здания выполнил известный чешский художник Йозеф Навратил (1798-1865). После окончания Пражской художественной академии Навратил открыл художественную мастерскую в Петрском районе. Он быстро продвинулся, выполняя заказы, и с конца 20х годов его декоративное искусство высоко ценилось в пражских кругах, потому что он выполнял совершенную работу, основанную на изучении художественных техник, с которыми познакомился при реставрации и заграничных поездках.

Прага. Вавров дом. Фото Галины Пунтусовой
Вавров дом
Прага. Вавров дом. Фото Галины Пунтусовой
Вавров дом

В середине 30х годов ему было доверено оформление парадных помещений Пражского града, которое сохранилось только во Вратиславском коронационном зале. Он также декорировал зал капитула монастыря кржижовников (крестоносцев с красной звездой) у Карлова моста. Декор пражских буржуазных домов в 30-40 годы 19 века свидетельствует о стремлении к приятной и роскошной атмосфере дома. Этим запросам соответствует повышенное количество художников, расписывающих помещения, из которых именно Йозеф Навратил довел до совершенства этот вид художественного самовыражения буржуазии того времени. В украшении интерьеров пражская буржуазия проявляла любовь к путешествиям, мечты о далеких, часто недоступных странах, которые он приближал в романтичных изображениях в тишине и покое своего дома.

В 1847 году мельник Вацлав Михаловиц попросил своего друга Йозефа Навратила украсить весь его дом на Новых Млинах. Роспись первого этажа, к сожалению, не сохранилась, но на втором этаже она сохранилась великолепно. Членение стен, орнаментальные рамки для картин, цветовое решение надо рассматривать как одно целое.

Прага. Вавров дом, Театральный салон, медальон с портретом Йозефа Навратила
Вавров дом, Театральный салон,
медальон с портретом Йозефа Навратила
Прага. Вавров дом, Театральный салон, медальон с изображением Вацлава IV и Сусанны
Вавров дом, Театральный салон,
медальон с изображением Вацлава IV и Сусанны

В первом помещении, зеленом салоне, аванзале перед столовой, Навратил использовал контраст лепного орнаментального декора потолка с цветочными мотивами стен. Особое впечатление производит столовая, также называемая альпийским салоном. Картины напоминают нам местные пейзажи, руины замка и водопад, где художник, увековечил, вероятно, семью Вацлава Михаловица. На пяти следующих картинах изображены альпийские мотивы. Навратил здесь декорировал стены ведутами с яркими иноземными сценами.

Из альпийского салона пройдем в небольшое помещение с французскими окнами, потолок которого выполнен в пастельных тонах.

Прага. Вавров дом, Театральный салон
Вавров дом, Театральный салон
Прага. Вавров дом, Альпийский салон
Вавров дом, Альпийский салон

Стены последнего, театрального салона, более претензионные. Они разделены на обрамленные поля, одно незаполненное, только в углах орнамент в виде рокайля, другое - с решеткой и снова с рокайловым орнаментом. В рокайлях изображены сцены из чешских спектаклей, немецких драм и опер, которые в то время исполнялись в Праге. Но рококо не является стилем оформления этого салона. Более темные цвета при изображении исторических событий говорят о 19 веке. Искусство Навратила ставило себе задачу создать вид 18 века, в котором использовали рококо, поэтому стиль салона обозначен как второе рококо. Небольшие медальоны этого помещения являются доказательством принадлежности Навратила Праге его времени. В них изображены 16 сюжетов:

Суд Либуше, Призвание Пршемысла на трон, Забытая стража, сцена по мотивам народной песни «Когда я пас тех коней», Император Конрад и дочь Итка, Фауст и Маргарита, Вильгельм Телль, Белая пани, Дух Крока, Похищение из Сераля, Роберт дьявол, Олдржих и Божена, портрет Йозефа Навратила, сцена из оперы Вагнера «Золотое руно», Девушка с арфой, Вацлав IV с Сусанной.

Над дверьми Навратил изобразил натюрморт с фруктами и бокалом вина.

Т.к. росписи Навратила в других домах не сохранились, дом Михаловица занимает особое место в настенной живописи буржуазной Праги до 1848 года.

По материалам Музея почтовых марок в Праге


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты
Hosted by uCoz