гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
«Вдоль Поштовской улицы тянулся ряд старинных домов с просторными дворами, остроконечными фронтонами и высокими крышами, с многочисленными чердачными окнами, с выкрашенными в разные цвета водосточными желобами, далеко выступающими на улицу. Сквозь арки домов, еще беспечно открытыми, никем не охраняемыми, был виден с улицы солнечный песчаный берег, свободно склоняющийся к воде. Это основание нынешней набережной. Трава, затененная старыми кривыми деревьями, ограды, рыбачьи домики, окруженные маленькими садиками, перед воротами которых сушились рыбачьи сети и лодки, были разбросаны по берегу, а за ними наша веселая Влтава катилась полным, богатым, шумным потоком». В 1841 году, когда Йоганке было 11 лет, по инициативе бургграфа Карела Хотека обустройство этого правого берега Влтавы, которое было связано с другим, цепным мостом, названным в честь австрийского императора Франца I. На этой набережной был поставлен памятник Францу I, созданный в 1844-1846 гг. скульпторами Йозефом Максом (Josef Max) и Йозефом Камилом Борном (Josef Kamil Bohrn), которые для проектировщика Йозефа Краннера (Josef Kranner) и каменотеса Карела Свободы (Karel Svoboda) сделали модель восьми аллегорических скульптур, а ниже еще 17, представляющих Прагу и чешские местности. Однажды были мысли фонтан Краннера заменить на памятник Сметане, поместив скульптуру композитора вместо забытого монарха. Но в 1978 году было принято мудрое решение, что памятник Сметане работы скульптора Йозефа Малейовского (Josef Malejovsky), будет символично расположен на так называемом помосте Новотного над Влтавой, потому что именно Влтаве композитор воздал честь в своей бессмертной симфонической поэме. Скульптура Сметаны будет поблизости к Музею музыки, бывшего музея Бедржиха Сметаны, основанного в 1939 году. Открытие памятника состоялось в 1984 году, к 100-летию со дня смерти композитора. Красивейшая набережная Сметаны построена из тесанных гранитных плит в 1841-45 гг. Она является свидетельством пражского градостроения и выполнена архитектором Бернардом Груббером (Bernard Grueber). Когда набережная была застроена двумя кварталами домов в стиле позднего ампира, жилой дом čp 208-I перекрыл сад стоящего за ним Пахтовского дворца, который был расположен в сторону реки. Пахтовский дворец стоит на месте старого дома, который принадлежал Адаму Пацелиусу из Альдергейма, государственному служащему. В 1700 году дом становится собственностью семьи рыцарей Пахтов из Райова. Йозеф Пахта (Josef Pachta), предок богатой благородной семьи, профессор университета упоминается уже в 1580 году. Его сын Криштоф (умер в 1690 г.) был примасом Нового Места. В 1721 году Ян Яхим с братьями был повышен до графского титула. Когда в 1742 году французские оккупанты покидали Прагу, то взяли с собой в качестве заложника Яна Яхима из дома около реки. Он был уже старым, и после Рождества умер в Швейцарии.
Изящное строение в стиле рококо, с двумя дворами, первый из которых в свое время был почетным, обращенное до 1840 года в сад, и с которого можно было без помех любоваться градчанской панорамой, Вирх возвел на староместском берегу в 1770 году. Декор замечательной лестницы южного крыла, вероятно принадлежит мастерской Платцера, от него остались два изящных аллегорических путти. Один из них опирается о металлическую лампу и гладит голову орла, распростершего крылья, а к ножкам другого, на втором этаже, прижимается лев. В Пахтовский дворец входили с Анненской площади, где и сегодня можно увидеть двойной знак Пахтов и Берени, из рода которых происходила жена строителя Барбара. Во этом дворце в стиле рококо часто была слышна музыка, когда здесь жил сын Губерта Ян Йозеф, родившийся в 1758 году. У хорошо известного музыкальной истории Яна Йозефа Пахты была прекрасная капелла, которую он пополнял талантливыми подданными из своего имения в Правонине. Пахта был достаточно хорошим композитором и лично встречался с известнейшим чешским музыкантом 18 века Йозефом Мысливечеком. А когда в 1777 году Моцарт посетил больного Мысливечека в Мюнхене, они разговорились о Праге, и известный виртуоз обещал написать рекомендательное письмо графу Пахте. В тот раз Моцарт не отправился, а посещение состоялось спустя 10 лет в 1787 году, когда Пахта с супругой смогли оказать радушный прием Моцарту и Констанце в своем изящном дворце рококо. С этим посещением связана прелестная легенда: якобы Моцарта слуга сначала провел в салон, где он увидел только перо, чернильницу и нотную бумагу. Из заточения он будет выпущен, когда напишет для капеллы Пахты какую-нибудь хорошую танцевальную композицию. Говорят, так возникли “Sechs Teutsche”, которыми начинается ряд известных танцевальных композиций Моцарта. Эти танцы аутентичны, в то время как другие, приписанные посещению Пахты, а именно девять контрадансов с трио для Моцарта слишком примитивны, и они скорее, чешского происхождения. Ян Пахта позже принимал в 1832 году в своем имении в Правонине и Рихарда Вагнера. Он один из основателей пражской консерватории и музыкальных традиций дома. Здесь позже репетировала и выступала академия Жофин, музыкальная школа и заслуживающие признания музыкальные и певческие содружества любителей 1840-1899 гг. В заднем доме Пахтовского дворца на первом этаже в квартире, обращенной на тогдашнюю Злату улочку, ныне Напрсткову, жил Эммануэль Арнольд, известный по участию в тайной организации Repeal. В марте 1844 на Пенизковой улице (ныне На Поржичи) в доме čp 1048-II он открыл магазин с солью и сушеными фруктами. Это было неприбыльное предприятие, не способное заплатить налоги, и в ноябре 1846 года оно объявило магистрату о завершении своей деятельности. Но здесь, в доме Пахты, он был совсем не похож на поржичского торговца. Одет он был со вкусом, как джентльмен, зарекомендовал себя успешным спорщиком, когда посещал пражские кофейни, где его слегка фанфаронские выступления привлекало в первую очередь студентов. Для них он был «нашим папой», тогда как для консервативного В.В.Томека «слишком материальным патриотом». Личное бескорыстие и смелость были яркими чертами характера Арнольда. Поэтому неудивительно, что враги его опасались и старались принизить до «ловкого демагога». Михаил Александрович Бакунин, русские революционер, приехавший в 1848 году в Прагу на съезд, несправедливо оценил Арнольда как человека, много говорящего и ничего не делающего. Арнольд в 1848 году выпустил политико-агитационное сочинение «История гуситов с особым взглядом на Яна Жижку» (Deje Husitu s zvlastnim zhledem na Jana Zizku), в котором показал политические проблемы своего времени. Достоверности он не уделял слишком большого внимания, а когда Палацкий его спросил, откуда взяты материалы книги, ударил себя в грудь и ответил: «Отсюда!». Он выпускал Гражданскую газету (Obcanske noviny), и первый номер вышел 21 ноября 1848 года. Экспедиция была в так называемом Кулманском доме на Анненском пятачке, рядом с Пахтовским дворцом. Политическая линия газеты была радикально демократической, и хотя в отдельных номерах сталкивались противоположные взгляды, газета заняла почетное место в революционной чешской журналистике. Под влиянием Бакунина он организовал восстание народа, направленное против Австрии, сбежал в Лейпциг, был схвачен, возвращен в Прагу и заключен в карцер в бывшей тюрьме в монастыре св. Иржи на Пражском граде. Казнь за предательство ему заменили на 20-летнее заключение. Домой он вернулся после амнистии 8 мая 1857 года. Т.к. полиция признала его взгляды по-прежнему вредными, 3 февраля 1858 года «чешский агитатор» был изгнан и в Прагу вернулся уже больным старцем доживать в приюте для престарелых на Карлове. Похороны Арнольда превратились в великую народную демонстрацию и политический протест против венского правления. В Пахтовском дворце Эммануэля Арнольда навещал брат, «неисправимый демократ», переживший его на три года. Бывало оба Арнольда седели с другими патриотами в Славянской кофейне в доме, фасад которого обращен к набережной и ограничивает бывший сад Пахтовского дворца. Отсюда пара шагов до дома, где жил Эммануэль. Кофейня была более тихая, чем та, что напротив, в Королевской купальне (Kralovske lazne), где тоже была редакция Народной газеты Гавличека. Поэтому и Гавличек, взгляды которого во многом расходились с Арнольдом, захаживал в Славянскую кофейню почитать, что пишет Арнольд в радикальной Гражданской газете. Сам Арнольд чувствовал себя в Славянской кофейне как дома. Нет сомнений, что в кофейне не догадывались о его членстве в Repeal. Кофейня была L-образной в плане, с росписью в лепных картушах, навеянных пути Платцера с лестницы Пахтовского дворца.
Потом Йираски переехали в дом «У Синей щуки» (U Modre Stiky) čp 180-I на углу Лилиовой улицы. Там был одноименный трактир, в котором, согласно легенде, бывал кароль Вацлав IV со своим псом, палачом и колдуном Жито, как это изображено на картине «казино» трактира. Ходил туда обедать и Ян Неруда.
В старом Пахтовском дворце на набережной, в который он переехал, посвятил свое время научной работе, чтению и музыке. Любимые мелодии Моцарта напоминали ему, что здесь когда-то прохаживался и великий Вольфганг Амадей, а потом выходил из дома, чтобы снова вступить в борьбу за жизнь человека - борьбу, которую часто выигрывал в уникальных, полных виртуозности операциях и часто гениальных импровизаций. На жизненном пути его сопровождала глазной врач Амалия Йираскова, урожденная Крейдлова из дома Динценгофера с расположенной поблизости Гусовой улицы. «Он очень любил свои дома»,- написала она об Арнольде Йирасеке после его смерти в 1960 году. - «Всегда возвращался с улыбкой, даже если день был тяжелый или неудачный. Он находил здесь гармонию, опору, ободрение. И дома требовал точность и порядок, в еде и питье был очень скромный и дисциплинированный, не курил. Его спокойствие мне было высшей наградой». По материалам Jan Wenig |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|