гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Рассказывают, что бургундский герцог Фридрих с разрешения императора Карла IV построил дом с башней на границе Старого и Нового Места Пражского. Вел строительство Ян Жебржик из Хоустника. Сын Жебржика Тибурциус так понравился бургундскому князю, что он назначил его своим официантом. В г. Бургин красавец Тибурциус влюбился в госпожу Аполену – жену торговца Камижлоренца. Тибурциус с Аполеной сбежали в Моравию в замов Визков (Wizkow), но князь Фридрих разыскал их и на таком большом расстоянии и казнил Тибурциуса перед новыми постройками Платиза. Так сообщает известный летописец Вацлав Гаек (Vaclav Hajek) о случае от начала и до конца вымышленном или взятом из какого-нибудь старого сборника сказок. Так возникла молва о появлении Платейза (Platejz). Уже в 1871 году историки отмечали, что рассказ Гаека о строительстве Платейза – чистый вымысел. Никакого герцога Фридриха бургундского никогда не было. Однако, легенда была так красива, что слово летописца о мифическом бургундском герцоге, фаворите Карла IV, живо в книгах и памяти потомков до наших дней. В действительности в 1405 году дворец принадлежал Яну Брадатому, или Барбатусу, староместскому бургомистру и пивовару родом из Стржибра. После смерти Вацлава IV Брадатый был вовлечен в борьбу с «антихристами и мусульманами», как утверждали католикам приверженцы Мистра Яна Гуса, а на самом деле ничем, кроме разрушения монастырей, не занимался. Он погиб 16 июня 1426 года в битве при Усти над Лабем. В доме, для своего времени обширном, в конце того же года были общественные дебаты, как тогда это называли, о святости алтаря и других религиозных вопросах между мистром Яном Пржибрамом и Питером Пейном, радикальным идеологом гуситов. Питер Пейн, преподаватель Оксфордского университета, в Чехии появился в 1414 году, умер в монастыре «На Слованах» в 1456 году. В бывшем дворце бургундских герцогов давно занимались пивоваренным промыслом, и его следующий владелец Вацлав Голец из Кветниц был пивоваром. Семья Голеца владела домом почти сто лет, очень благоустроила его и соседний костел св. Мартина в Стене. В костеле Вацлав Голец младший даже построил часовню. Его сын Викторин соединил костел с домом с помощью моста на высоте второго этажа. Замурованный вход на мост можно увидеть на храмовой стене и сейчас.
Мыл Платейза Ян Арношт, готовившийся к духовной карьере, создал отцу в 1611 году во время немецкого вторжения неприятности. Он самовольно выстрелил из окна отцовского дома одного солдата, и люди, не любившие Платейза за их твердую убежденность в католицизме, ворвались в дом, разбили и выбросили мебель, пили из богатых запасов и покинули дом уже после полуночи. Старый пан, несмотря на то, что католик, под принуждением подписал документ против Фердинанда II и после дефенестрации (выбрасывании из окна) из страха примкнул к сословиям. Но т.к. он был под подозрением в предпочтении католической веры и далее, на него был наложен домашний арест и грозила ему казнь, которую опередила милосердная смерть – его хватил удар. Наследником Яна Платейза из Платтенштейна стал его поумневший сын Ян Арношт, который благодаря церковным связям спас при староместской казни жизнь своему тестю Яну Теодору Сиксту из Оттерсдорфа, потому что был хорошо знаком с князем Лихтенштейном. Тесть остался твердым в вере и эмигрировал в Дрезден, где умер в 1653 году. Ян Арношт продолжал успешную церковную карьеру, должен был стать оломоуцким епископом, но умер в 1637 году. В 1626 году Платиз стал привилегированным домом, освобожденным от дани, а его владелец мог в этом доме содержать трактир. Ян Арношт завещал дом монастырю на Здеразе, где желал быть погребенным в простом монашеском облачении, а дом предпринимательства должен был стать домом молитвы. Против этого выступил брат епископа Сикст Арнольд Платейз от своего имени и племянника Карла Фридриха младшего. Карл Фридрих овдовел, а когда женился второй раз, в свадебную ночь 23 января 1670 года в Платизе надышался дыма из камина, как и его жена, для которых эта ночь стала последней. В 1672 году Платиз купил за 10 тысяч золотых Ян граф из Штенберка, который утонул в 1700 году при спасении своей жены Виоланты Прейзинго. Этот прекрасно воспитанный дворянин замышлял построить на Градчанской площади дворец работы римсокого архитектора Карла Фонтаны. Внучка Штернберка Мария Терезия в 1715 году вышла замуж за графа из Пара, и красивый дом стал владением этой семьи. Пары не слишком часто появлялись в Платизе, они стали князьями. Поэтому они были рады, когда в 1793 году объявилось новое заинтересованное в Платизе лицо. Это был предприниматель Якуб Виммер, который не долго владел домом. В начале 19 века он его продал австрийскому послу в Берлине, а тот его вскоре уступил трактирщику Гаккеру. Во время ренессанса надворные крылья дома раскрывались в пространство открытыми галереями. С самого старого вида на Платиз и его окружение, который в 1769 году начертил Йозеф Даниэль Губер, видим главный фасад дома, перестроенного Яном Штернберком, направленный на Угольный трг. За этим домом, аж до стены, ограничивающей участок с юга к нынешнему Национальному проспекту, был небольшой сад. И здесь, в этом саду начинается последняя история постройки Платиза. Трактирщик Гаккер быстро насытился Платизом и в 1813 году продал группу домов Франтишеку Даубку, владельцу новоместского кирпичного завода около Шитковских мельниц. Франтишек Даубек (Frantisek Daubek), обогатившийся воинскими поставками, подобно Якубу Виммеру, дворец которого стоял совсем рядом, не долго размышлял, во что вложить полученный капитал, поэтому решил на месте сада построить новый дом, как раз тот, о котором говорили в 19 веке, что приносит дукат за час. Заказ был сделан архитектору Индриху Гаускнехту (Jindrich Hausknecht). Новый дом стал украшением Новых аллей, как тогда называли Нициональный проспект и выровнял линию домов, часто перестраивавшихся.
Часть Платиза служила гостиницей, в комнатах которого могли разместиться до ста гостей, а в его подземелье, скрывающем остатки староместской крепостной стены могло поместиться большое количество коней и карет. Известных гостей здесь было много. Упомянем аббата Лоренцо да Понте, которого здесь поселил директор Ностицовского театра Паскуале Бондини перед премьерой оперы «Дон Жуан» так, чтобы в качестве ее либреттиста мог удобно, через улицу, договариваться с Моцартом. Это пока Моцарт жил на углу Мартинской улицы в доме «У Трех золотых львов» (U Tri zlatych lvu) čp 420-I, пока его супруги Душек не перевезли на свою дачу Бертрамку. После Первой Мировой войны Платиз купил Страховой банк «Славия», и архитектор Франтишек Красны в 1938-39 гг. вернул всему комплексу домов прежний вид в стиле ампир согласно чертежей Гаускнехта. Он убрал много деталей других стилей, построил слуховое окно. Сегодняшний Платиз представляет собой деликатно отреставрированное здание – украшение Национального проспекта. Платиз, благодаря своему расположению на границе Нового и Старого Места, стал ареной различных событий ушедших столетий. Его обширные залы всегда пользовались спросом для концертов, балов и других событий. В 60-е годы 20 века высоко на его фасаде со стороны Мартинской улицы находилась голова молодого мужчины. Бюст напоминал, что 5 марта 1840 года здесь проходил первый пражский концерт 29-летнего пианиста Ференца Листа. Первым номером маэстро исполнил серенаду Бетховена, потом фантазию на темы оперы Беллини «Пуритане» и известную транскрипцию Листа песен Шуберта. В этих вариациях часто исчезала основная тема, но в то время на концертах это было модно. В Платизе в зале с галереей было много других концертов и разных сенсационных представлений. Была здесь и девушка, заросшая шерстью, и парень, все делающий ногами, и панорамы, прообразы кинотеатров, проходили балы, и был музей восковых фигур. Важное для культуры событие было в стенах Платиза 3 мая 1846 года. На собрании было решено было учреждено Акционерное общество для нового чешского театра в Праге, руководителем которого был выбран Йозеф Матиаш Тун (Josef Matias Thun). Если поднять взгляд к пролету Даубека, то увидите старые часы, идущие неправильно. Наверно, они останавливаются так часто, чтобы время не спешило, и старый дом мог рассказать обо всем, что тут происходило за эти столетия. По материалам Jan Wenig |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|