гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Вышеград

Вид на Вышеград
Вид на Вышеград
«Ты наше солнце, крепость Вышеград!». Этими словами представляет певец старых преданий гордый бастион Праги, обращаясь так же и к Праге, короне Чешского королевства. Но все было не так. Старинный опус вовсе не был старым, а возник в период романтизма. Он был открыт как удачная мистификация. Почему был выбран именно Вышеград?

В упомянутой песне о Вышеграде, которая должна быть самой старой частью Зеленогорской рукописи (по месту нахождения на Зеленой горе), скалистый мыс над Влтавой имел основное значение. Именно его избрал своей резиденцией мифический владыка Крок (Krok) и правила здесь самая мудрая из его дочерей - княжна Либуше (Libuse), которая пророчила славу Праги - «славу, которая достигнет звезд».

Современные исследования сообщают, что пражское городище, расположенное на левом берегу Влтавы, было на несколько десятилетий старше, что оно было более обширным и мощным. Также зарубежные источники упоминают всегда только Прагу как резиденцию Пршемысловичей. В хрониках Космаса 1088 года, однако, есть приписка: «В столице Чехии построен Вышеград, который всем городам этой страны как мать и правительница». Но почему эта приписка и почему в 1088 году? У летописца Космаса, декана Градчанского капитула св. Вита, явно не было причин превозносить Вышеград в своих хрониках. Более поздняя приписка свидетельствует о том, что Вышеград получил свое значение только после основания церковной святыни.

В период романтизма Вышеград стал центром мифическим ознаменования города. Его городище и оракул стали местом действия пророческого экстаза дочери Крока Либуше, символом крепости и силы чешского народа.

Прославленная традиция Вышеграда возникла по двум причинам: прежде всего потому, что крепость была построена на могучей скале и по этой причине была с трех сторон неприступна – стала идеалом средневековой цитадели. (Крепость Градчанского городища была под угрозой соседнего Петршина, с вершины которого можно было метать стрелы и камни во двор Града). Другой причиной была тенденция того времени к духовной символике. Старое языческое капище было как-будто создано для укрепления славы и силы чехов.

Поэтому Вышеград не подвергался переменам, он находился в отдалении не мог стать ареной успеха или неудач рода Пршемысловичей. Будучи резиденцией старинного капитула, он был связан скорее с духовными ценностями, чем со светскими делами.

Праотец Чех указывает своему народу с горы Ржип новую красивую и богатую родину
Праотец Чех указывает своему народу новую родину
Княжна Либуше пророчествует славу Праги
Княжна Либуше пророчествует славу Праги

Певец «старинной» Песни о Вышеграде рисует образ Праги, якобы она появилась из мглы мифологии. Ее силуэт в упоминаемом апокрифе подан в направлении от запада, с точки зрения более старого и благословенного пророчеством Вышеграда.

Сказочная песнь о Вышеграде не только настаивает на первенстве Крока, но и подтверждает это мельчайшими подробностями. Автор «рукописи» должен был быть в своих утверждениях последовательным, ведь именно аккуратность и изобретательность - снова удачной мистификации.

Исторически взято не возникновение Вышеграда. Первоначально речь шла, вероятно, о крепости Храстен (Chrasten), о которой упоминается с середины 10 века. В то время здесь Болеслав II построил каменную ротонду св. Иоанна Евангелиста. Вышеграду Пршемысловичи отводили стратегическую роль, потому что он стоял над рекой как страж, оттуда можно было охранять и контролировать все корабли, приплывающие по Влтаве. Экономической осью растущего города была так называемая вышеградская дорога, соединяющая цитадель с торговой площадью и бродом, ведущим на левый берег Влтавы к Градчанам.

Чудесная слава Вышеграда отразилась и в событиях, связанных с этим городищем. При короле Вратиславе I, который основал здесь самый старый церковный капитул, подчиняющийся прямо Папе в Риме (1070), деревянная крепость была здесь перестроена на каменную. Вратислав II по неизвестным причинам перенес свою резиденцию в Вышеград и здесь короновался. Но уже в следующем 1140 году чешский правитель Собеслав I вернулся на Пражский Град. Сейчас трудно судить, была ли причиной восточная ориентация первых Пршемысловичей или решающую роль сыграло большее пространство для строительства церковных зданий. (Монастырь бенедиктинок на Пражском Граде был основан в 973 году, а романская базилика Спитигнева, на месте более старшей ротонды св. Вацлава, освященной в честь св. Вита - с 1060-73 гг. Все говорит в пользу первенства Градчанского городища. Также и самый старый мужской монастырь, основанный бенедиктинцами в Бржевнове в 993 году, находился на левом берегу Влтавы).

Ротонда св. Мартина на Вышеграде. Фото Галины Пунтусовой
Ротонда св. Мартина
Казематы Вышеграда. Фото Галины Пунтусовой
Казематы
Скульптуры с Карлова моста в казематах Вышеграда. Фото Галины Пунтусовой
Казематы

Вместе с тем на Вышеграде осталось несколько зданий, свидетельствующих о древности этого места. Это в первую очередь романская ротонда св. Мартина, построенная Вратиславом II во второй половине 11 века. Здесь старое деканство капитула, где за романским порталом был выкопан фундамент романской базилики св. Лаврентия (Vavrinec) и еще дальше остатки сгоревшего барочного арсенала, от которого сохранился только портал. Вероятно, это место, где располагался первоначальный романский дворец чешских князей. Древнее прошлое заслонили более поздние могучие ворота и крепостные стены. Они появились во время, когда Вышеград по приказу Карла IV был превращен в крепость для охраны «золотого города» - Праги. На этом месте в западном углу укрепления (ныне Галерея Вышеграда) находятся остатки готического дворца Карла.

В качестве крепости Вышеград себя не слишком проявил. Постоянный королевский гарнизон в нем в разное время играл определенную роль, но никогда не предотвращал нападения на Прагу. Например, в начале гуситских войн крепость пыталась отразить нападение таборских войск (1420), но не выдержала осады, преждевременно сдалась, когда к гуситам присоединились жители Нового Места. В 1476 году поселение приобрело про причине разногласий королевской и церковной властей черты привилегированного города и стало называться «городом Вышеградом».

Костел св. Петра и Павла на Вышеграде. Фото Галины Пунтусовой
Костел св. Петра и Павла
Костел св. Петра и Павла на Вышеграде. Фото Галины Пунтусовой
Костел св. Петра и Павла

В период барокко был перестроен капитульный костел св. Петра и Павла, основанный в 1070 году князем Вратиславом II, который, согласно хроник, сам принес для фундамента 12 корзин камней. Нынешний вид храма - результат многочисленных перестроек. В конце 18 века были построены фортификации с самыми большими воротами - Леопольдовыми и внешними Кирпичными (Cihelna brana) на холм Панкрац (Pankrac). Очень интересен в укреплении комплекс подземных коридоров и казематов, в которых во время захвата Вышеграда в 1742 году размещались французские войска. С тех пор они служили в качестве склада пороха. Сейчас это любимое место Клуба чешских туристов.

Вид на Славин и Влтаву с костела св. Петра и Павла на Вышеграде. Фото Karel Lojka
Вид на Славин и Влтаву с костела св. Петра и Павла
Славин
Славин

Кто интересуется историей пражской культурной жизни, посещает Славин (Slavin) – кладбище конца 19 - начала 20 века. С бастионов Вышеграда открываются прекрасные виды.

Radko Pytlík


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты
Hosted by uCoz