гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Молодой человек Ян Билголц сильно изменился, едва переселился к своему мастеру на Нове Место пражское для изучения искусства живописи. Ходил, как тело без души, часто погружался в глубокие размышления. Живопись он воспринимал как-то вяло. Он быстро разобрался, как расписать щит магазина, как оформить рамы к картинам, мог быстро нарисовать углем ту или иную фигуру, орнамент, но нельзя сказать, чтобы он работал бойко, с удовольствием. Мастер постоянно подгонял его внушениями, плеткой. Как только мастер прекратил его понукать, Ян останавливал работу и размышлял. А как не размышлять? Уже которую ночь его будил высокий мужчина в черных одеждах с бычьими ногами. Будил его в полночь, брал его за руку и молча указывал головой, чтобы юноша шел за ним. Ян Билголц, ученик живописца, сначала боялся черного мужчину, поэтому никому о нем не рассказывал. Черный пан приходил в комнату Яна каждую ночь. Потом сердечно заговорил дружескими словами, что сделает его мудрым мужчиной, хозяином, что научит его понимать движение небесной сферы, что у него будет много денег. Юноша первые ночи не отвечал, лежал в постели под полосатым одеялом, данным ему хозяйкой для учения, но после нескольких посещений уже не накрывался одеялом, а в последний раз решил, что как только пан придет, он отправится с ним. Приняв решение, он в ту ночь даже не ложился, ожидая черного пана с бычьими ногами. Тот пришел, тихо взял Яна за руку, и они пошли. В доме все спали. Пан открыл ворота и не спеша пошел на своих странных ногах к каменному мосту, а юноша с ним. Пройдя под мостовой башней, повернули вдоль домиков на пустынной части малостранской, а оттуда направились вверх к Писецким воротам (Pisecka brana). Прошли через калитку, оказались над Бруской, где остановились на просторном пустом месте. Тут высокий пан в черных одеждах взял длинный нож и, подавая его юноше, снова сказал, что научит его понимать движение небесной сферы, а денег и имущества у него будет столько, что он станет паном и хозяином. А теперь нужно этим ножом вскрыть себе вену и кровью подписать, что по истечении 30 лет будет принадлежать высокому черному пану телом и душой. Юноша колебался. Не хотел и боялся проткнуть вену. Луна печально освещала величавый храм кафедральный, который на заднем плане выпячивал свое каменное тело, и берег Влтавы, утонувший в серебристых парах, хорошо видимый с Бруски. Немного молча постояли, и высокий пан снова взял за руку своего младшего друга и повел его от Бруски вниз к Старой оборе (Stara obora). Перебравшись через несколько рвов, они стояли напоследок на месте, где был выкорчеван сосновый бор. Тут лежал большой камень, на который черный пан поставил чернильницу, вынул из рукава плотную бумагу и гусиное перо, снова начал побуждать юношу отписать ему тело и душу, и если сделает так, то будет сильно ученый, будет знать астрономию, у него будет много денег и собственности. Итак, Ян взял перо, обмакнул его и начал писать. Но прежде, чем запись была готова, запел петух, и ему тут и там вторили другие петухи и кудахтали куры. При первом кукарекании черный пан исчез, юноша остался один с листом бумаги на камне. Поскольку пан не возвращался, Ян отправился домой, сначала бегом, потом пошел вяло и боязливо. К утру пришел в дом своего мастера, который уже ждал его с плеткой. Но Ян Билголц, чем быть избитым, лучше рассказал мастеру всю историю про черного пана. Мастер сильно испугался. Не черного пана, потому что в те времена короля Рудольфа, великого алхимика, вера в злые духи была повальной, и явление дьявола могло легко произойти. Но мастер испугался, что дьявол для своих недобрых обольстительных посещений выбрал его жилище, его дом, его слуг. Мастер поспешил к родителям Яна и с великим плачем просил, чтобы они немедленно забрали своего сына из обучения, обещал, что зачтет ему этот год обучения и на собрании цеха сообщит о завершении его обучения, чтобы его приняли. Потому что он не хочет и не может терпеть у себя человека, у которого связь с дьяволом, врагом души, не может свой честный дом, в котором столько лет живет, и ни разу не слышал о дьяволе, довести до такого упадка! На эти причитания старый Гинтер, богатый пражский бронзовщик, отчим Яна, позвал несколько соседей, оказавшихся рядом, и с ними, перепуганный, быстро отправился к дому мастера. Юноша встретил старых панов без упрямства, по его лицу было видно, что он не спал всю ночь, а засохшая грязь на чулках свидетельствовала о дальнем пути. Старые соседи смотрели на него как на очень интересного человека, он им не казался бесстрашным, который не боится черта. Есть люди, которые брали бы деньги и у черта, если бы он им пообещал не забирать их с собой в конце пути. Ян им почти дословно рассказал все, после чего старый Гинтер спросил по-отечески мягко, почему он решил отдаться дьяволу. Юноша долго тянул с ответом, не хотел говорить, но наконец признался, что его заинтересовали деньги и богатство, обещанные черным паном. Тут на него набросились соседи, перебивая друг друга, напоминая ему о Боге – это Он его прокормит, а не этот гость, который вскоре не только его жизнь, но и душу отнимет. В этот момент один из соседей вспомнил о дьявольской записи. «Куда ты дел эту запись?», - спросил, и тут все оставшиеся захотели увидеть запись, которую черный пан не успел забрать из-за кукарекания петухов. Ян искал разные отговорки, а соседи возмущались: «Лжец! Лжет больше, чем дышит!». В тот момент отчим Яна ухватился за какую-то шишку на его пальто, где в шкатулке оказалась запись, которую он собирался отдать черному пану. Предание про юношу Яна, ученика живописца, кандидата в горящее пекло, которому «высокий пан в черных одеждах и с бычьими ногами» обещал знания небесные и богатства земные, быстро распространилась по Праге. Запись, написанная в Оборе на большом камне, попала в руки великих панов. Камердинер императора Маковский, всемогущий слуга, которому поклонялись благородные паны, легаты и прелаты, пригласил отца Гинтера и его сына и ласково расспрашивал, где он такому умению научился. И император позвал юношу, чтобы на него посмотреть. Был тот молодой балбес плут или сумасшедший? © Перевод Галины Пунтусовой. Перепечатка без ссылки на сайт www.prahafx.narod.ru запрещена |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|