гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
В 19 веке в чешской мотрополии парков было намного больше, чем сейчас. В 1804 году монарх сделал общедостопным Королевский заповедник (Kralovska obora), нынешнюю Стромовку. Примеру последовали многие аристократы, открыв ворота своих садов. Парковое оформление получили даже крепостные стены. Для разнообразия прогулок по парку играла военная музыка, романтично оформленные уголки манили на отдых, сады были декорированы искусственными руинами, пещерами, беседками и др., не говоря уже о садовых ресторанах.
Конечно, в то время в Праге звучала и музыка. На рубеже 18-19 веков были организованы регулярные концерты, а жители столицы имели возможность слушать высококачественное исполнение местных и зарубежных музыкантов. Кроме концертов предлагали послушать хоры пражских храмов. Любимцем пражских слушателей был, прежде всего, Вольфганг Амадей Моцарт, мелодии которого звучали в театре, в концертных залах и их играли уличные музыканты. Эти композиции выдающихся европейских композиторов становились хитами того времени. Истории, как Моцарт с радостью слушал, как высвистывал на улице арию из «Женитьбы Фигаро» ученик пекаря с корзиной булочек, или как он написал музыку для бродячего музыканта, вошли в моцартовскую мифологию. В первой половине 19 века начинает развиваться культ выдающихся виртуозов, имена которых вошли в историю музыки. Народ еще слушал бродячих музыкантов на улицах и в пивных, посетители которых часто напевали и сами. Пражане 19 века часто музицировали дома на радость семье и друзьям, особенно было популярно совместное пение. Аттрационы
Бал того времени означал не только танцы. Дамы при входе получали танцевальный регламент (часто это была миниатюрная графическая работа) и роскошно исполненные книжечки стихов, в распоряжении были расписанные веера. Более свободная атмосфера создавалась на балах в масках, изображавших исторические личности или персонажи опер. Посещение бала не было пассивным делом для его посетителя, а требовало активного участия. Также за сенсациями и новостями пражанин должен был выходить на улицу, на площадь, куда приезжал паноптикум, предлагающий взглянуть на человеческих уродов, изображения «прославленных» преступников и чудеса природы. Рядом работали цирки, наездники, акробаты. Здесь же были клетки передвижных зверинцев. Такие аттракционы особенно часто давали концерты во время странствий, продолжавшихся до осени. Отправимся на Фидловачку сапожников - ее колорит Йозеф Каетан Тыл использовал для своей комедии с одноименным названием, здесь впервые прозвучал государственный гимн. Любители драматического искусства, вероятно, еще знают Театр на Фидловачке (Divadlo na Fidlovacce), стоявшее на месте бывших паломничеств. О не менее известном паломничестве пражских портных теперь напоминает только название бубенечской пивной. Самым известным старопражским паломничеством, пожалуй, было майское, св. Яна, посещаемое и провинциальными паломниками. Стоит упомянуть, что именно поэтому чешские патриоты выбрали его дни для закладки первого камня Национального театра. «Свое» паломничество в день, соответствующий освящению в честь определенного святого, было у большинства костелов в Праге и ее окрестностях. На рубеже 18 и 19 вв. подобное значение было у выставочных учреждений, которые с огромным успехом стартовали в 1891 году на большой Юбилейной выставке. Пивная как заведение
Старую пражскую пивную мы не можем представлять только как место дружеской болтовни и потребления пива. Часто она была важным общественным и политическим центром. В начале национального возрождения в Праге было несколько пивных, которые посещали известные лидеры национального движения, а провинциальные патриоты приходили, чтобы увидеть этих лидеров. Во второй половине 19 века существовал ряд пивных, в которых заседали общества, состоящие из передовых деятелей искусства. Не менее привлекательны были и большинство «обычных» пражских пивных. Небольшие общества существовали всюду, и у каждой были свои ритуалы и свой декор помещения. Вместо радио посетители слушали музыкантов и песенников, обходящих пражские рестораны. С музыкантами ходили продавцы закусок к пиву и популярные фигуры, как например, продавец спичек, прозванный «Ферда - спички Европы», или своеобразный «пражский пророк легкомысленности» Фиала. В них также были карточные игры и биллиард. Кроме пивных жители могли зайти в винный погребок, хотя развитие промышленных и жилый предместий означал конец пражского виноделия, о котором сегодня напоминает только название района Краловске Винограды. С середины 19 века стали развиваться кофейни. В них также были карточные столы и биллиард. Но прежде всего кофейни предлагали богатый выбор отечественных и заграничных газет и журналов. Отход старых времен
В 60-е годы 19 века возникло физкультурное общество «Сокол», которое занималось спортивной и культурной деятельностью. Постепенно появились велоспорт и катание на коньках. На коньках можно было кататься и на регулярно замерзающей Влтаве. В конце 19 века появились футбольные клубы. Вторая половина 19 века - период огромного развития техники. Появилась звукозапись, а на выставке 1896 года также и кинематограф. Варьете и интеллектуальное кабаре сменили существовавшие до сих пор кафешантаны. Около пивных появились бары, в которых преобладали новые танцы. Превращение Праги в модернизированную столицу принесла асанация - в переводе оздоровление, очистка, что было эвфемизмом для безоглядного уничтожения большой части старой Праги, вынужденной уступить массовому строительству жилых домов. Jiri Rak, Zdenek Mika |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|