Ул. 28 Октября, 15. Дом «У Золотого улья»
Однажды в 1622 году пражане увидели на стенах своих домов плакаты следующего содержания: «Мы, представители главной ложи Братьев Розового креста, остаемся видимо и невидимо в этом городе по милости Наивысшего, к которому обращены сердца справедливых, чтобы освободить людей, своих ближних, от смертельного греха».
Михаэль Майер |
К тому времени вся образованная Европа уже не менее восьми лет знала о существовании тайного братства Fama Fraternitatis (1614), Confesio Fraternitatis (1615) и Химической свадьбы Христиана Розенкрейцера (1616), три основных документа розенкрейцеров подняли настоящий шум на всем Старом континенте. Многие мужчины-самозванцы стали называть себя розенкрейцерами, некоторые люди благодарили тайное общество в надежде, что именно их примут в его ряды, у некоторых существование невидимой, неизвестной организации вызывало антипатию, ужас и испуг.
Общество Розового креста образовалось из людей, которые созрели до определенного высшего состояния сознания и искали соответствующих «аристократов духа», личностей, подобных им по характеру и знаниям, с которыми можно вести диалог и достигнуть прогресса. Для них не существовало иное обучение, кроме природного, естественного. Настоящий розенкрейцер по традиции искал не какого-то таинственного посвящения, а углубленного изучения Книги света и природы.
Розенкрейцерам издавна приписывали владение тайнами, среди которых и превращение металлов, продление жизни, знание того, что происходит на большом расстоянии, обнаружение скрытых предметов и использование оккультных наук. Традиция розенкрейцеров упоминает и приборы, которые якобы эти люди знали и которые были далеки от науки того времени, как например вечные лампы, регистраторы звуков и образов, беспроводная связь.
Убегающая Аталанта (иллюстрации) | Убегающая Аталанта (иллюстрации) |
Период пребывания Майера (Michael Maier) в Праге можно назвать вступлением, поиском, временем «накопления сил». При дворе Рудольфа он был не только врачом, но и композитором. В императорских лабораториях его музыкальные каноны и фуги исполнялись на латыни по написанным им алхимическим текстам. Майер писал музыку по пифагорейским принципам, которые в его понимании были основой познания вселенной и человека. Свои познания он использовал в совершенстве уже после ухода из Чехии. Первая книга Майера Arcana Arcanissima вышла в 1614 году, спустя четыре года выходит Viatorium, касающаяся первичной материи, основного алхимического «сырья». В 1617 году выходит Symbola Aurea, а через год его знаменитая Atalanta Fugiens - «Убегающая Аталанта» - трехголосое произведение с текстами и рисунками.
Убегающая Аталанта (иллюстрации) | Убегающая Аталанта (иллюстрации) |
Майер, как и большинство выдающихся розенкрейцеров, много путешествовал. Смерть настигла его в начале Тридцатилетней войны в 1622 году.
Роберт Фладд |
Розенкрейцеров часто представляли алхимиками и наоборот. Виновником этой замены называли Михаэля Майера (1568-1622), наиболее известного немецкого алхимика и врача со времен Парацельса. Михаэль Майер, одна из ключевых фигур движения розенкрейцеров на рубеже 16 и 17 веков, был личным врачом императора Рудольфа II. После смерти правителя в 1612 году уехал в Англию, где встречался с известным английским герметиком Робертом Фладдом (Fludd) мечтая получить от него информацию и знания, ведущие к пониманию тайны и гармонии Великого Архитектора.
Связь Майера с братством Розы и Креста известны, однако удивляет открытка, рождественские пожелания, которые он послал английскому королю Якову I. Они написаны на пергаменте с главным символом розенкрейцеров посередине. Сообщение монарху, вписанное между лепестками розы, таково: «Поздравляю Якова. Пусть будет долго королем Великобритании. Под его защитой пусть наша роза радостно цветет». Интересно, что пергамент был отправлен Майером британскому королю на два года раньше, чем был обнародован документ розенкрейцеров Fama Fraternitatis. Обращение известного врача к королю доказывает существование движения розенкрейцеров по меньшей мере в тогдашней Англии.
Дом У Золотого улья | Дом У Золотого улья |
На рельефе щита изображены типичные символы розенкрейцеров - золотой улей с вылетающими пчелами, местность, солнце, луна. Изображение выполнено в 18 веке и его происхождение неизвестно.
|