гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Религия привлекала людей и раньше, но знаки и памятники сохранились с периода христианства. Самая старая святыня в Праге - базилика св. Иржи в Градчанах. В 915 году князь Вацлав приказал перенести в нее останки своей бабушки св. Людмилы. Почтенная аббатиса Млада Пршемысловна, сестра Болеслава Набожного, добилась у Римского Папы разрешение основать Пражское епископство и повелела построить высокий костел, от которого возникла эта великолепная романская базилика. Костел является смесью нескольких архитектурных стилей: от романского до ренессанса. Аббатиса Млада Пршемысловна с помощью своего мощного брата построила здесь монастырь бенедиктинок, самый старый в Чехии.
Орден бенедиктинов принадлежит к числу самых первых в религиозной жизни Праги. Согласно легенде, их в 988 году привел в Чехию св. Войтех, возвращаясь из Рима. В 933 году набожный князь Болеслав основал для этого ордена монастырь в Бржевнове, тогда еще за пределами города, но недалеко от княжеского престола. Бенедиктины были учеными монахами, занимались сохранением и распространением письменных произведений и памятников. С ними мог конкурировать разве что орден премонстратов. Его представитель оломоуцкий епископ Индржих Здик был основателем Страговского монастыря (1041 год). Благодаря своему уникальному положения между Петршинской и Градчанской возвышенностями и уникальной барочной библиотеке монастырь принадлежит к числу художественных жемчужин европейской цивилизации. Основание этого ордена, взявшего свое название от св. Норберта из Премонта у Лаона, является также и доказательством чешско-французских контактов.
С развитием городов и периодом крестовых походов за возвращение Святой земли и освобождение Гроба Господня в Праге увеличиваются религиозные очаги. В 1158 году боевой орден Иоаннитов (мальтийских рыцарей) со значительной помощью короля Владислава сооружает костел Девы Марии под цепью в Меньшем Месте Пражском. В 13 веке растут религиозные ордена и их костелы в Праге. Здесь проявляются последствия государственной колониальной политики последних Пршемысловичей. Король Пршемысл Отакар I основал отделение немецких рыцарей при старшем костеле св. Петра, который возвели давно обосновавшиеся на Поржичи немецкие купцы. Благословенная Анежка Чешская, сестра Вацлава I, примерно в 1234 году основала монастырь и госпиталь для строгого ордена кларисок. Эта постройка ранней готики сохранилась до сих пор и в ней сейчас размещается Национальная галерея. Госпиталь опекало особое братство, которое стало центром известного ордена Крестоносцев с красной звездой. Позже орден переселился к Карлову мосту, где располагается и поныне.
Костел св. Климента основал сильный орден доминиканцев. Складывается впечатление, что Праге милее всего оказалась миссионерская деятельность скромного ордена францисканцев с разными ответвлениями и видами. Так, минориты (младшие братья св. Франциска, пришедшие в Прагу в простых серых рясах) в 1232 году с помощью короля Вацлава I основывают возвышенный костел св. Якуба, который дождался расцвета в период барокко и до сих пор является непревзойденным музыкальным залом для органных концертов.
Конкурировать с ним может только храм св. Микулаша на Старом Месте - на месте, называемом Куриным рынком, потому что здесь когда-то продавали кур. В костеле проповедовали известные ораторы Милиц из Кромержижа, после него Матей из Янова. В бывшей прелатуре этого храма в доме, снесенном в 1898 году во время санации родился писатель Франц Кафка. Благодаря барочной перестройке костел стал одной из красивейших работ Килиана Игнаца Динценгофера. Одноименный костел, построенный его отцом Криштофом, опирается о стену бывшей иезуитской коллегии на Малой Стране. Отшельникам Ордена св. Августина Вацлав II предоставил место за малостранской городской стеной при старинном костеле св. Томаша. Августинцы здесь построили просторный храм и конвент. Большей славы достигла их пивоварня, прославившаяся отличным черным выдержанным пивом, которое здесь разливают и поныне. В середине 17 века развивается культ Иосифа, воспитавшего Иисуса Христа. Костел с таким именем был построен на Малой Стране для кармелиток, которые приехали в Прагу из Австрии. Позже босые кармелитки получили монастырь барнабитов в Градчанах. Покинутый монастырь на Йозефской улице Леопольд II подарил воспитательницам - Английским девам.
Могло бы сложиться впечатление, что религиозная жизнь в Праге односторонне управлялась католической церковью и ее орденами. Это не так. С течением времени усиливалось влияние и других церквей и религиозных направлений. Чешское братство основало монастырь и госпиталь в бедном районе На Франтишку. В костеле св. Илии и костеле св. Микулаша на Старом Месте росло влияние священников-чашников. Прекрасным доказательством «двухколейности» чешской культуры, в которой сталкиваются старославянская восточная традиция с западной, является присутствие в Праге «славянских монахов». Сначала они обосновались в старинном монастыре в Эмаузах, который построен по приказу императора Карла IV (основан 21.11.1347) для славянских бенедиктинов. Правитель хотел с их помощью устранить разногласия между восточной и западной церквями. В гуситский период Эмаузы в монастырь чашников не очень хорошей репутации. В 1636 году в Эмаузы были приведены ортодоксальные испанские бенедиктины, а славянские монахи перешли в уже упомянутый костел и монастырь у св. Микулаша на Старом Месте. Смена церквей разного направления происходила не добровольно, между ними не было уживчивости и толерантности. События происходили в связи с историческим развитием Праги, на арене жестоких войн и столкновений в центре Европы.
Наглядным примером радикальных перемен в религиозной жизни является Тынский храм, построенный поблизости от Тынского двора и рынка Унгельт. Около торгового двора Унгельта примерно в 10 веке появился госпиталь Девы Марии для лечения заболевших здесь купцов, а также одноименный костел Девы Марии перед Тыном. Это была романская ротонда, к которой позже была пристроена высокая башня с колоколом. (Вероятно, о ней напоминает соседний дом «У колокола» - U Zvonu. У сохранившегося готического дома в угол на фасаде врезана модель колокола, который якобы упал с башни Тынского храма). Значение храма особенно возросло после основания Тынской школы, о которой упоминается в 14 веке. Благодаря разрастающемуся Старому Месту первоначальный костел в 1365-1380 гг. был перестроен в величественный храм, в котором развивалась богатая духовная жизнь. Здесь работали известный проповедник Конрад Вальдхаузер (Waldhauser), после него Милиц из Кромержижа, а позже трагически погибший вышеградский каноник Ян из Непомука. (Этот исповедник королевы Жофины из-за какого-то спора по приказу разгневанного правителя Вацлава IV сброшен с Карлова моста во Влтаву. Его тело, говорят, выплыло у недалекого Янского пятачка, который с тех пор взял его имя. Сейчас осталась только Янская улица, на которой стоит отель «Интерконтиненталь»). Наибольшего расцвета Тынский храм достиг в гуситский период, когда здесь проповедовал Якоубек из Стржибра и особенно позже епископ церкви ультраквистов Ян Рокицана. Здесь он торжественно встречал императора Зикмунда и делегатов из Базеля. Пламенный оратор Ян Рокицана похоронен в храме под саркофагом работы Матея Рейсека, известного строителя Пороховой башни. Тын стал ярким примером нерешительной политики чешских чашников, которые назначали сюда то священников, близких к католичеству, то лютеран. Ко времени рекатолизации (после битвы на Белой горе в 1620 году) относится надгробие известного астронома Тихо де Браге. Следующим этапом развития Тынского храма было строительство органа.
Доказательством мезальянса религиозных очагов различной веры и направлений является существование нескольких еврейских синагог, над которыми до сих пор царит старинная Староновая синагога (13 века). За ней идет Клаусова, Майзлова, Пинкасова синагога. Краткий обзор исторических очагов религиозной жизни Праги разнородностью и различием намерений показывает характер среднеевропейской цивилизации и культуры, основными чертами которого является контрастность, биполярность и мезальянс. Сохранить эту разнородность течений, культур и религиозности можно только в духе веротерпимости и взаимного уважения. Radko Pytlík | |||||||||||||
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|