Алхимик КоменскийХотя правление Рудольфа II обозначило наивысший расцвет алхимических наук в Праге, и в более позднее время были зафиксированы попытки открыть тайны алхимии. До загадочных «алхимических» вод заглянул и учитель народа Ян Амос Коменский. Умозрение связывает Я.А.Коменского с таинственным братством розенкрейцеров, члены которого, вероятно, занимались алхимией. Бесспорно, что Коменский общался с личностями, которые были очень близки к розенкрейцерству. Например, во время пребывания в Гейдельберге он дружил с Иоганном Валентином Андреа, автором книги «Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера». Этому же человеку приписывают авторство так называемых розенкрейцерских манифестов, которыми тайное общество заявило о своем существовании.
Сцена как-будто вырезана из фильма «Cisaruv pekar a pekaruv cisar». Коменский на погоню за философским камнем смотрит реально, но с иронией. Он хорошо знает алхимическую теорию (а может, и практику?) и при объяснении природы света прибегает к алхимическим терминам и теориям. Он превосходно знает учение Парацельса. В сочинении «Physicae synopsis» 1633 года читаем, что видимый свет основан на трех принципах: материи (tmteria), духа (spiritus) и света (огонь lux) Качествами тел являются ртуть (mercurius, текучесть), сера (sulfur, маслянистость) и соль (sal,твердость). Из трех принципов и трех качеств производятся виды вещей, и в первую очередь четыре стихии: эфир, воздух, вода и земля. Интересное и совершенно алхимическое у Коменского объяснение скрытых качеств: скрытое качество есть сила, действующая на другое тело, которую можно постигнуть только в ее действии. Этих скрытых качеств бесконечное множество и они рассеяны во всей природе. Их происхождение от уникального, отдельно данному каждому творению духа, но так же как материя света приняла бесчисленные формы, также по-разному проявляется один и тот же дух света в бесконечном множестве качеств. Коменский обладал гениальным интеллектом и всесторонними знаниями. Он пытался решить проблему вечного двигателя - такой чешский Леонардо да Винчи, которому вихрь жестоких религиозных войн помешал неограниченно стремиться ввысь. Коменский с удовольствием использовал некоторые алхимические термины: божья лаборатория, перегонный сосуд природы, философское яйцо, кальцинирование, осаждение, микрокосмос, макрокосмос. И все же едва ли мы можем считать его алхимиком. Думаю, что Коменский гораздо ближе к духовной, или мистической алхимии, чем к ретортам и колбам. Этот вид мистики использует алхимические сравнения и терминологию, но применяет ее к духовным и физическим процессам человеческого тела. Лабораторией является тело самого алхимика, которое мистической тренировкой переформируется как свинец в золото. Коменский из материального мира, где его преследуют несчастья одно за другим, закрывается в мире духовном. С учетом вышеприведенных фактов нас не удивит, что в «Лабиринте света и рае сердца» за посещением Путником алхимиков следует глава 13 с названием «Путник смотрит на Rose-Crucios»… Алеш Чесал |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|