Дьявольская рукопись Эта дьявольская реликвия не находится в Чехии, но ее судьба связана с Прагой. Когда в конце Тридцатилетней войны летом 1648 года шведы захватили Пражский град, началось безудержное разграбление в первую очередь знаменитых коллекций Рудольфа II. Одной из редкостей, попавших таким путем в руки шведской королеве Кристине, был и Codex gigas, самая большая в мире книга, называемая Дьявольской библией.
Специалисты предполагают, что книга появилась между 1204 и 1227 годами в бенедиктинском монастыре в Подлажице в Восточной Чехии. Т.к. книга называлась дьявольской, то инквизиция не настаивала на ее уничтожении. Не было причин, содержание не считалось еретическим. Кодекс для своего времени представлял необычную сумму знаний, к изучению которых стремились самые уважаемые представители церкви, что произошло и после переноса кодекса в Бржевноский монастырь. Почему же книга связана с дьяволом?
В романском искусстве дьявола, как правило, изображали тощим, как труп, чтобы подчеркнуть его статус владыки империи смерти. Спортивная худая фигура в нашем кодексе представляет, вероятно, самый натренированный образ черта того времени. Положение на корточках, вероятно, было выбрано для того, чтобы у чудовища был еще более нечеловеческий вид». Оригинальный и действительно ужасающий дьявол, вероятно, родился в фантазии художника. Или художник его действительно встретил? Предание, объясняющее появление кодекса, рассказывает о монахе, который совершил какой-то проступок, и в наказание его должны были заживо замуровать. Чтобы избежать ужасной смерти, он предложил аббату создать самую большую книгу во славу монастыря. Монаху принесли кожу, перья с чернилами, и он начал писать. Когда приблизилась полночь, несчастный понял, что предложил нечто не по своим силам. Поэтому позвал на помощь дьявола, который за душу монаха с большим отвращением принялся переписывать Библию. К рассвету красивая книга была готова. От вечной гибели монаха спасла Дева Мария, которая отправила ангелов отвоевать душу несчастного монаха.
Подобная легенда сохранилась и во французском бенедиктинском монастыре. Здешний писарь был большой распутник и грешник, но за свою жизнь создал какую-то удивительную книгу. Когда он умер, дьявол хотел забрать его душу, однако, Бог отправил ангелов за душой бенедиктинца. Те договорились с дьяволом, что если он насчитает больше грехов, чем в букв в книге, монах попадет в ад. И о чудо, букв оказалось на одну больше, чем грехов! Легенды подобны, и возможно, что подлажицкая вдохновилась французским оригиналом. Обе происходят из среды бенедиктинцев. От легенд на нас веет почтением к тем, кто был посвящен в таинства магии письма, в искусство, которое из-за пишущих машинок и компьютеров стало механическим. Дьявольское происхождение книги не является единственной загадкой. В ней не хватает 8 листов, и иногда удается открыть запись, которая была заретуширована, как например, запись бржевновского аббата Бавора из Нечтин, благодаря которой удалось объяснить происхождение книги. Кроме изображения дьявола привлекают внимание и каллиграфически выведенные инициалы. Спираль является повторяющимся мотивом. Предполагаю, что в средневековых рукописях роль повторяющейся спирали второстепенна. На значение символа спирали в христианстве обращает внимание мистическая литература Даниэля Ходро: «В христианском обряде как-будто происходит проникновение обоих миров, мистикам и святым являются божественные создания, но эта связь ограничена только вызовом и тщательно охраняется. Практически навязывается мысль, не существует ли глубинная взаимосвязь между понятием пространства, в котором разные миры или сферы пронизаны, и абстрактным стилем кельтского искусства, в котором кривая и спираль играют важную роль? Смыслом типично кельтского орнамента с его невероятной путаницей переплетающихся спиралей, разросшегося в средневековых рукописях ирландских монахов, возможно, было изображение именно этого симбиоза во взаимно закрученных миров». В связи с этим можем упомянуть одну очень интересную литературную реликвию. В ирландском Евангелии от Дюрроу со второй половины 17 века есть одна страница, которую можно обозначить как медитативная. Главным мотивом этой страницы является прекрасная, украшенная спираль. Монах, который готовился к последующему чтению Евангелия, зрением следовал по кривой и благодаря сосредоточенности постепенно освобождался от материального мира. Для подобной цели могут служить и спирали Codex gigas. Как мы выяснили, у дьявола много образов в Праге, и мы не можем быть уверены даже при просмотре святых книг. Поэтому будьте внимательны на улочках Праги и не забывайте, что она и святой город, и дьявольский! Ales Cesal © Перевод Галины Пунтусовой. Перепечатка без ссылки на сайт www.prahafx.narod.ru запрещена |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|