По следам дьявола в Праге

Дьявольская рукопись
Эта дьявольская реликвия не находится в Чехии, но ее судьба связана с Прагой. Когда в конце Тридцатилетней войны летом 1648 года шведы захватили Пражский град, началось безудержное разграбление в первую очередь знаменитых коллекций Рудольфа II. Одной из редкостей, попавших таким путем в руки шведской королеве Кристине, был и Codex gigas, самая большая в мире книга, называемая Дьявольской библией.

Codex gigas
Codex gigas
Деревянные пластины обтянуты белесоватой кожей, размером 920 х 505 х 22 мм. Содержит 312 пергаментных листов. Как известно, сырьем для изготовления пергамента является ослиная или овечья кожа. По холодному расчету, для создания этой книги было убито около 160 животных. Содержание этой удивительной библиофилии - Ветхий и Новый Завет, Чешская хроника Космаса, ряд трактатов, календарь, заклинания и записи того времени.

Специалисты предполагают, что книга появилась между 1204 и 1227 годами в бенедиктинском монастыре в Подлажице в Восточной Чехии. Т.к. книга называлась дьявольской, то инквизиция не настаивала на ее уничтожении. Не было причин, содержание не считалось еретическим. Кодекс для своего времени представлял необычную сумму знаний, к изучению которых стремились самые уважаемые представители церкви, что произошло и после переноса кодекса в Бржевноский монастырь. Почему же книга связана с дьяволом?

Codex gigas
Codex gigas
На странице 290 изображена почти полметровая фигура дьявола, очень оригинально исполненная. Станислав Барти и Иржи Костелецкий, которые подробно изучают подлажицкий кодекс, описывают его следующим образом: «Пустое пространство заполнено сидящим на корточках чертом во фронтальном положении, с поднятыми руками. На руках, в силу его бестиарного происхождения, всего 4 пальца, как и ногах. На голове имеются рога, лицо символически зеленое, пусть уж зелень выражает зависть или зло. Два языка также добавляют фигуре необходимую симметрию, хотя здесь форма языка дьявола, скорее, выражает двусмысленность его речи, что является атрибутом, приписываемым Ветхим Заветом сплетникам и предателям.

В романском искусстве дьявола, как правило, изображали тощим, как труп, чтобы подчеркнуть его статус владыки империи смерти. Спортивная худая фигура в нашем кодексе представляет, вероятно, самый натренированный образ черта того времени. Положение на корточках, вероятно, было выбрано для того, чтобы у чудовища был еще более нечеловеческий вид».

Оригинальный и действительно ужасающий дьявол, вероятно, родился в фантазии художника. Или художник его действительно встретил?

Предание, объясняющее появление кодекса, рассказывает о монахе, который совершил какой-то проступок, и в наказание его должны были заживо замуровать. Чтобы избежать ужасной смерти, он предложил аббату создать самую большую книгу во славу монастыря. Монаху принесли кожу, перья с чернилами, и он начал писать.

Когда приблизилась полночь, несчастный понял, что предложил нечто не по своим силам. Поэтому позвал на помощь дьявола, который за душу монаха с большим отвращением принялся переписывать Библию. К рассвету красивая книга была готова. От вечной гибели монаха спасла Дева Мария, которая отправила ангелов отвоевать душу несчастного монаха.

Codex gigas
Codex gigas
Codex gigas
Codex gigas

Подобная легенда сохранилась и во французском бенедиктинском монастыре. Здешний писарь был большой распутник и грешник, но за свою жизнь создал какую-то удивительную книгу. Когда он умер, дьявол хотел забрать его душу, однако, Бог отправил ангелов за душой бенедиктинца. Те договорились с дьяволом, что если он насчитает больше грехов, чем в букв в книге, монах попадет в ад. И о чудо, букв оказалось на одну больше, чем грехов!

Легенды подобны, и возможно, что подлажицкая вдохновилась французским оригиналом. Обе происходят из среды бенедиктинцев. От легенд на нас веет почтением к тем, кто был посвящен в таинства магии письма, в искусство, которое из-за пишущих машинок и компьютеров стало механическим.

Дьявольское происхождение книги не является единственной загадкой. В ней не хватает 8 листов, и иногда удается открыть запись, которая была заретуширована, как например, запись бржевновского аббата Бавора из Нечтин, благодаря которой удалось объяснить происхождение книги.

Codex gigasCodex gigasCodex gigas

Кроме изображения дьявола привлекают внимание и каллиграфически выведенные инициалы. Спираль является повторяющимся мотивом. Предполагаю, что в средневековых рукописях роль повторяющейся спирали второстепенна. На значение символа спирали в христианстве обращает внимание мистическая литература Даниэля Ходро:

«В христианском обряде как-будто происходит проникновение обоих миров, мистикам и святым являются божественные создания, но эта связь ограничена только вызовом и тщательно охраняется. Практически навязывается мысль, не существует ли глубинная взаимосвязь между понятием пространства, в котором разные миры или сферы пронизаны, и абстрактным стилем кельтского искусства, в котором кривая и спираль играют важную роль? Смыслом типично кельтского орнамента с его невероятной путаницей переплетающихся спиралей, разросшегося в средневековых рукописях ирландских монахов, возможно, было изображение именно этого симбиоза во взаимно закрученных миров».

Codex gigasCodex gigasCodex gigas

В связи с этим можем упомянуть одну очень интересную литературную реликвию. В ирландском Евангелии от Дюрроу со второй половины 17 века есть одна страница, которую можно обозначить как медитативная. Главным мотивом этой страницы является прекрасная, украшенная спираль. Монах, который готовился к последующему чтению Евангелия, зрением следовал по кривой и благодаря сосредоточенности постепенно освобождался от материального мира. Для подобной цели могут служить и спирали Codex gigas.

* * *

Как мы выяснили, у дьявола много образов в Праге, и мы не можем быть уверены даже при просмотре святых книг. Поэтому будьте внимательны на улочках Праги и не забывайте, что она и святой город, и дьявольский!

Ales Cesal

© Перевод Галины Пунтусовой. Перепечатка без ссылки на сайт www.prahafx.narod.ru запрещена



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты
Hosted by uCoz