Кафедральный собор как возвращение к корням
Обращение Карла к истории и предкам подчеркивало не только древность рода Пршемыслов и законное право короля на чешскую корону и ее землю, но и возвращение к корням и первоначальной духовности, незагрязненной новым временем и его институтами.
Фундаменты кафедрального собора св. Вита скрывают в себе две более старые сакральные постройки. Первая из них - менее старая базилика св. Вита, в 1074 году при Вратиславе II освященная в честь св. Вита, Вацлава и Войтеха, длиной 70 м и 40 метров в самом широком месте. Ее площадь включает часть старой постройки, ротонды св. Вита с могилой князя Вацлава. Над этой могилой, вероятно уже существовала романская версия часовни св. Вацлава. Сохранение самого священного места Пражского града с могилой св. Вацлава было ключевым моментом продолжения культовой преемственности места, традиции которого уходят на тысячу лет к первым земледельцам. Это возвращение к древним корням можем отследить еще в 20 веке. Архитектор Масарика словенец Йосип Плечник построил ворота в духе традиций вольных каменщиков напротив восточной части Золотых ворот, правого крыла триптиха, изображающего ад, так называемые Бычьи ворота. Этот возврат к веку предстоящего железа напоминает не только известная находка фигурки быка на Моравской Бычьей скале, но и более старые традиции культов быка в Египте и у первых земледельцев. Египетские корни вольных каменщиков Плечник подчеркнул и в монолитном обелиске. Уже с давних начал пражской архитектуры в ней проявлялось стремление к динамическому соединению земли и неба. Стремление объединить детали в одно гармоническое целое - естественная функция всей сакральной архитектуры во всем мире. Однако пражская архитектура особенно отличается, благодаря особенностям местности и связанным с ней традициями. Территориальные особенности пражской архитектуры наиболее ярко проявились в творении Карла IV. Горизонтальные и вертикальные связи Святовитского храма достигают такой высокой степени, какой нет у других крупных готических храмов. У св. Вита трудно различить отдельные опоры, несущие нагрузку арок и сводов. Спустя сто лет эта черта достигла еще более высокого качества при строительстве Владиславского зала. Bohumil Vurm |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|