Часовня св. Вацлава
Обычно научная литература объясняет декор часовни св. Вацлава как попытку выразить художественными средствами небесный Иерусалим соответственно описанию у Иоанна Богослова. Однако более вероятно, чем художественная иллюстрация Библии, это будущее космическое устройство мира, который уже здесь и сейчас находится в скрытом виде, и который будет в полной гармонии с окружающей Вселенной. Постройка является свидетельством, что земное и небесное, несовершенное и совершенное, современное и будущее, повседневное и возвышенное связаны и взаимно касаются одно другого. Нужно переступить через «порог». Часовня является этим «порогом», а также и весь город. Прага содержит в себе скрытый потенциал Нового Иерусалима. Вероятно, Карл IV так и понимал Прагу, и поэтому хотел сделать из нее центр христианского мира. Одновременно хотел поставить ее в авангарде будущего устройства мира так, как это написано в Библии. Во время перестройки Праги перед глазами у него был образ небесного Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова, известного как Апокалипсис. Это все должно было подчеркнуть связь св. Вацлава и императорской резиденции с судьбой целого христианского мира. Карл даже назвал Пражский Град Градом св. Вацлава, но название не прижилось.
Искусство здесь выполняет задачи приобщения - как в смысле пересечения «порога знаний» и входа за свет, в загробный мир, так и в смысле посвящения, передачи охраняемых тайн. Символы дают возможность связи со священным. Св.Вацлав становится «мостом» и «вратами» в мир иной. Св.Вацлаву здесь возвращена роль Христа, солнечного героя. Дохристианский культ Солнца подчеркнут взаимным положением часовни и Староместской башни Карлова моста, откуда в день летнего солнцестояния можно наблюдать заход солнца за кафедральным собором прямо над часовней. Bohumil Vurm |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|