Крест
Часто говорят, что между 10 и 13 веками (скептики говорят, что до 19 века) язычество и христианство существовали рядом. В геометрии Праги это более-менее мирное и толерантное сосуществование отражается в местоположении первоначальных романских костелов, ориентированных «христиански», но лежащих на «языческих» линиях солнцестояния. Речь идет о линии, параллельной прямой, соединяющей костел св. Климента в Климентской улице с бывшим костелом св. Филиппа и Якуба на Смихове. На ней расположено пять костелов: св. Ян Креститель в Хабрах, св. Петр и Павел в Больницах, св. Матфей в Шарке, св. Штепан и Шебастиан в Дольнем Либоце и св. Мартин в Ржепах. К этому направлению перпендикулярна линия, соединяющая св. Вит на Пражском граде с ротондой св. Лонгина, ранее св. Штепана, в поселении На Рыбничку (Na rybnicku).
Принимая во внимание, что уже в 9 веке Пражский град был окружен мелким рвом, по своему типу скорее культовым, чем фортификационным, полагаю, что перекладина креста, соединяющая Рыбничек и Град, в Праге более старая, а поэтому является основным геометрическим элементом. Конфигурация местности позволяла с ниже расположенных престольных областей пражского агломерата не только наблюдать закат Солнца за визирами скал во время летнего солнцестояния, почитаемого еще Карлом IV, но и оказала влияние на выбор места расположения княжеского престола. Эта прямая логически соединяет мужской элемент - Солнце и возвышающиеся скалы Града - с женским элементом воды из источника На рыбничку. Очень жаль исчезновения обоих уже несуществующих источников с емкостями, располагавшимися на непроницаемом основании пражских террас - Рыбничке и Езерки. Старые изображения Езерки свидетельствуют о прекрасном космическом импульсе места. Северо-южный крест двойной. Он ориентирован точно по странам света. Его задача, по-видимому, охрана города - что отмечено крестом, то охраняется от несчастья. Последние костелы, сформировавшие крест в южной части города, основаны Карлом IV. Этот крест частично бракованный, что соответствует спиритуальности правления Карла. Могу назвать положительные стороны его правления и интересные личные черты. Отношусь к нему с понятным почтением, однако смешанным с недоверием, как у Милича из Кромержижа, который назвал Карла IV антихристом и в чем-то был прав.
Если погрузимся в Карловы планы Нового Места, почти фанатично собранную коллекцию мощей, Карлштейна, связанного с Граалем, то столкнемся с какой-то запланированной магической манипуляцией, с которой трудно смириться. Гуситское движение было не революционным, а консервативным. Оно хотело защитить страну не только от известных церковных злоупотреблений, индульгенций, симонией, а также от магии власти, использующей духовные средства. Не вышло хорошо ни с гуситством, ни с планом Карла. Сейчас атмосфера Карловой площади вообще не напоминает Храмовое место в Иерусалиме. Часовня Тела Господня исчезла, как и памятник Сталину. Это были пустые прививки. Напротив, романские костелы, Вышеград, св. Матфей в Шарке и многие другие места доныне дышат первичным признанием и заинтересованностью. С Богом нельзя играть безнаказанно. Много элементов правления Карла напоминает рудольфинскую Прагу. Различие в том, что о чем время Карла IV тайно медитировала, то время Рудольфа II рассказывала всему миру. Рудольф II должен был разглядеть, что Прага, ранее подготовленная Карлом IV в духе многих принципов, является его городом. Городом, похожим на него больше, чем остальное королевство. Václav Cílek |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|