гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

О появлении духов, привидений, призраков, мерзких видений
в королевстве Чешском и маркграфстве Моравском

Первые источники, указывающие на необходимость сделать обзор появления в Чешском королевстве духов, привидений, призраков, мерзких видений появились в раннем средневековье. Кроме предупреждения о злых духах на дороге, в лесу и в горах, от людей собирались сведения о самых старых привидениях, деяния которых были связаны с деятельностью людей.

Больше всего их было в лесу и рощах. Парышник обитает в первую очередь как дух деревьев в деревьях около рек, а его дом можно узнать, если он открыт, по большому отверстию в коре дерева, похожему на щель. Если путник проходил мимо, парышник открывал свой дом, и начинал петь звонким голосом зяблика. Это привидение вреда не приносит, кормится только испугом прохожих.

На него похоже привидение дивобыл, который иногда занимал дом «парышника», а обычно живет на заливном лугу, тянет в грязь повозки подмастерьев, а они ругаются. Их ругань для дивобыла - лакомый кусок.

Так же луобас и шила любят страх и дрожь.

Старочешское слово «езе» в первых латинско-чешских словарях переводили имя античной богини раздоров и ссор и злых лесных женщин называли езинками. В старочешских текстах словом «езенки» переводили латинское выражение lamie, которое согласно античным греческим мифам означало чудовище женского пола, похищавшее детей. «Твари, имеющие лицо женщины, тело свиньи, конские ноги» (Перштейнская библия 15 века). Эти колдуньи заманивали молодых парней, чтобы выпить их кровь и съесть их тела. Оттуда появилось название ezie baba, а от него и современное ежибаба (Баба Яга).

Другой разновидностью был пршета, или пршетопрай, т.е. тот, который желал угрозы. Кто ему осточертел или брезговал его видом, по проклятию пропадал и долго не появлялся среди людей.

Селяне боялись на пашнях патлата, улегле или одложиско, который посылал огонь на пшеницу, и бесплодность на другие поля.

До нападения вампиров с приходом татар, в южно-моравских низинах правил гнява, запрыгивающий сзади людям на горло, сдавливал, сжимал его до смерти. Коневоды, кузнецы, шорники на юге Моравии рассказывали много историй о копле, который баламутил и дразнил молодых коней, превращаясь в буйную кобылу и становясь задом к их голове. Однако, если кому-то удавалось набросить ему недоуздок, то получал себе ловкого коня, жеребенка и две кобылы за каждый бросок.

Хуже всех был рыш, который загонял (обычно коней) до пены, лихорадки, от которых они умирали. В течение лета все рядом со скотом (коней, овец, коров) боялись «жаб» (лягушек), особенно за своих детей. Если дети или животные «сжабились», о чем свидетельствовали белый налет на коже, мерзкие волдыри и язвы на руках, то «жабы» собирали урожай их враждебности. К счастью, это было только в жаркие дни.

После сумерек, когда предки чехов ложились спать после работы рано, дом обходил бабунь в поисках незакрытых горшков с молоком, которые он к утру портил, напрасно будил жильцов, гнал их в домик над навозной кучей, который иногда и с ними, в нее опрокидывал.

Издревле забирал силу матай, он же матога. Описаны местности, где он появляется, но в первую очередь какой внешний вид он приобретает, отправляясь на свои козни. Например, ночной мотылек, который бы замучил работника и заманил его в грязь, где бы высосал из него все силы. Слуг охватывал ужас, если приказчик посылал их ночью через болота в соседнюю деревню, потому что много их увязло в сетях блудичек, которые выглядели, как свет из окон и заманивали людей в трясину.

В Кладно был свой вид - цейтле, огонек, лесное привидение, бегающего чаще всего в виде дикой собачки, хватающей за брюки.

Шесть столетий назад вастрман был зловредным, коварным, адским обитателем омутов. Тогда это был наполовину дракон, а наполовину змея, живущий в воде и на суше, способный летать. Только в начале 16 века появился мужичок с курительной трубкой и зеленым сюртуком с капающей с него водой, и стали его называть гастрманом. Их представляли отвратительными, заросшими, живущими в реках и на суше, ныряющими под воду при приближении прохожего. Это «люди, которые ходят нагими», водяные мужчины.

Кузнец, или кузник бросал чары кузнецам в огонь, пекарям и стеклодувам в печь, но в целом не вредил, «только портил вещи».

Если говорить о пекарях, то надо упомянуть гнома Квасира, который принимал участие в свадебных процессиях (отец невесты должен был проследить, чтобы вручил ему приглашение), чтобы исполнить магическую задачу привлечения роста всего, удачу, изобилие, беременность, урожай. Он плевал в дрожжи для пирога и пускался в попойки. В Лужицах и доныне «квас» (дрожжи) означает попойку. Кто его не пригласил, у того проблемы с «квасом».

Долгими зимами, во время мелузин, через камин прилетал особый вид колдуний румплиц, или рыпоунок, которые в домах многодетных батраков пожирали все, что попадалось, ужесточая их и без того нелегкую задачу прокормить кучу детей. Они привлечены тем, что дети во время еды толкались и баловались.

С давних времен жестокой зимой путников поджидало несколько засад гномов - помощников добросердечной лыжницы, которые съезжали с сугробов и помогали заблудившимся.

До сих пор лыжники опасаются Матиногу, который с соплями под носом и коварным смехом находит след утомленных лыжников и ведет их через снежную пургу к верной смерти. Говорят, что он и вешки на трассах переставляет, а весной под скалами находят обкусанные волками тела лыжников.

И у нашего времени есть свои привидения. Об одном особенно не хотят говорить, даже имя ему не дали, но местные называют его огненным человеком. Когда дорогу расширили, стало больше несчастий, потому что люди перестали верить в приметы и смеялись, что у машин нет души. Однако, на самом деле она существует. Например, так уморит людей в ночи, что они поедут по колее и попадут под поезд, либо на переезде отвлечет их внимание на огненного человека вдалеке - так или иначе свою жертву получит.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты
Hosted by uCoz