Основные типы Зеленых мужей Зеленые мужчины в этой статье представлены следующими тремя видами: I. Зеленые мужчины как существо У скульптур индивидуальные черты, внутри они живые. Они выражают силу, вызывающую страх, следовательно, такую форму почтения, которая связана с настоящим могуществом. Речь идет о средневековой скульптуре, которую в позднем средневековье или, самое позднее, во время ренессанса, переводили в другую группу. В группе Зеленых мужчин как существ я бы выделил три взаимно пронизанных типа. Первым будет благородный, изысканный, духовный Зеленый муж, который напоминает скульптуры Будды. Его характеризует знание и внутренний Аполлонский свет.
Вторым типом является Зеленый муж как царь леса, действующий как правитель. Он несет в себе определенную силу, но это политическое и магическое могущество. Его окружает скорее не свет, а блеск и мерцание. Знание, которое он несет, проявляется как тайна, которую удается разгадать не внутренним сосредоточением и медитацией, а какой-то магией. Это такой тип сущностей, которые могут появиться в фильме о Гарри Поттере или в арабских сказках «1001 ночь». Третьим типом являются Зеленые мужчины, которые в лучшем случае фигурируют как одинокие и непроходимые чудаки, а в худшем как демоны, которых надо избегать. Иногда сталкиваемся с зелеными мужчинами, которые никак не светятся, не ведут себя благородно. Это скорее бродяга, экологический Сталкер, от которого не знаете, что ожидать. У него свой мир и свои заботы, которые вероятно касаются корней и воды, но его блуждающая забота не сентиментальна, возможно она жестока. У этих типов нельзя есть, у них не получают знания, запрещенные человеческим душам. В этих зеленых бродягах есть что-то от ужасных таоистских монахов, ранних резчиков по дереву, которых, если вообще встретим, не обратят на нас внимания. Но это было бы в лучшем случае, потому что так можем встретиться с обычным зеленым, очень вредным демоном, высшая форма которого имеет скверное чувство юмора. II. Зеленый муж как воспоминание, пародия или иллюстрация В этом виде появляется в позднем средневековье, а главное в ренессансе и маньеризме. У некоторых изображений еще есть сила и индивидуальность, другие ближе к декору, но сохраняют обломки символизма до той меры, что еще Микеланджело помещает маску из листьев на могилу Папы. В барокко зеленые мужчины исчезают, чтобы опять появиться во второй половине 19 века в виде ремесленно хорошо выполненного, но бездушного декора преимущественно на жилых зданиях 1880-1890 годов. III. Вернувшиеся В последние 20 лет ожил интерес к Зеленым мужчинам, которые возвращаются как изображения, без внутренней силы. В последующем тексте будет интересовать только первый тип зеленых существ. Предполагаю, что Зеленый муж как существо (хоть и не человеческой природы) действует подобно зеленой вспышке, внезапно вырвавшемуся пламени, который что-то меняет в человеке. Зеленый муж не помощник человека; он старше, чем весь род человеческий, его не интересует человеческая душа. Несомненно, его следует избегать, или однажды может случиться встреча, имеющая форму кипарисовой кроны. Václav Cílek |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|