Рассвет 21 июня 1621 года. Выстрел из пушки сообщает, что палач Ян Мыдларж (Jan Mydlar 1572-1664) начинает в Праге исполнение приговора над мятежными сословиями. В течение четырехчасовой публичной экзекуции казнено 27 мужчин. В качестве предостережения головы 12 из них выставлены на галерее крыши Староместской мостовой башни. Спустя 10 лет черепа были сняты, после чего их след внезапно теряется. Удастся ли кому-нибудь найти место их погребения? Казнь проходила в Праге на возвышенном подиуме перед Староместской ратушей на глазах у тысяч людей. Около стены ратуши для зрителей высокого происхождения была поставлена трибуна с креслами, покрытая черным сукном. Осужденные были казнены, начиная с дворян и заканчивая горожанами. Острого меча палача Яна Мыдларжа не избежал даже 86-летний рыцарь Кашпар Каплирж из Сулевиц (1535-1621). Почему их жизни закончились такой смертью? Наказание за неповиновение Власть Габсбургов не могла допустить, чтобы кто-либо подрывал ее авторитет. В воскресенье, 23 мая 1618 года три королевских чиновника были выброшены из окон на Пражском Граде. Началось Сословное восстание, которое 8 ноября 1620 года завершилось битвой на Белой горе. Мятежники, выступившие против императора, потерпели поражение, а для главных представителей сословий эмиграция стала единственной возможностью выжить. Остальные участники восстания постепенно попали в заключение. Первоначально должны были казнить 45 человек, но император Фердинанд II (1578 – 1637) благодаря ходатайствам смягчил несколько судебных решений, оставив их все равно крайне жестокими. Головы на высоте Осужденные не могли защищаться, многие были казнены в качестве предостережения вместо других, которым удалось скрыться из страны. Император приказал дополнительно отрезать язык ректору пражского университета Яну Есениусу (Jan Jesenius 1566-1621) как наказание за убеждение к восстанию венгерских сословий. После отрубания головы ученый еще был четвертован. Фердинанд II усиливает ужас, приказав выставить головы 14 казненных в общественных местах. Голова Яна Шултиса (Jan Sultys 1560-1621) была повешена на городских воротах в Кутной Горе, а Максимилиана Гошталека (Maximilian Hostalek 1564-1621) в Жатеце. 12 голов самых провинившихся были повешены в металлических корзинах на галерее Староместской башни Карлова моста. Какова их дальнейшая судьба? С башни, через 10 лет Смотреть на верх башни, где висели головы, наверно, было жутко. Или люди ко всему привыкали? Эшафот с разлагающимися телами висельников за городом были довольно обычными. Большинство голов провисело на башне 10 лет. Только в 1622 году император Фердинанд II удовлетворил просьбу графини Шлик и разрешил ей похоронить вместе с телом и череп Яхима Ондржея Шлика (Jachym Ondrej Slik 1569-1621) в костеле св. Сальватора. Оставшиеся 11 голов (2 дворян, 7 рыцарей и 2 горожан) провисели до ноября 1631 года. Именно тогда в Прагу вошли саксонские войска протестантского курфюрста Яна Иржи I (1585-1656) и настал период либерализации. В воскресенье 30 ноября 1631 года с 2 часов пополудни с башни сняли по очереди все 11 черепов. Писатель Микулаш Дивиш из Дубравина (Mikulas Divis), который во время экзекуции был наказан прибитием языка к виселице на 2 часа, идентифицировал эти черепа, уложил в шкатулки и к каждой приложил листок с именем. Шкатулки положили в деревянный гроб. Под звуки колокола процессия несет их в Тынский храм. После окончания траурного обряда его участники, вероятно, предполагали, что наступившее в Чехии затишье вряд ли продлится долго, поэтому, опасаясь за дальнейшую судьбу останков, тщательно скрывали место их погребения. Их сохранение началось после наступления темноты, в присутствии свидетелей, которые вынуждены были вскоре эмигрировать из-за сложившихся обстоятельств. О местонахождении могилы никто не раскроет. Похоронены ли останки в Тынском храме? Об обратном говорят результаты допроса приходского священника Тынского храма Матея Кроциновского (Matej Krocinovsky 1583-1648), который состоялся в 1636 году. «Без моего ведома туда никто не заходил, а где головы находятся сейчас, мне ничего не известно. Наверно, их отнесли в Каролинум, и с тех пор их никто не видел. Но в Тынском храме их точно нет», - утверждал Матей Кроциновский. Возможно, не хотел быть подвергнут пыткам и нарочно направил дознавателей в Каролинум. Кажется неправдоподобным, чтобы кто-то похоронил головы политиков на территории университета. Историк Jaroslav Schaller (1738-1809) пишет, что в 1766 году копали около фундаментов для обновления алтаря Девы Марии в Тынском храме, около ризницы нашли гроб с 12 черепами. Головы ли это с 1621 года? Но их должно быть 11. Следующие черепа были найдены в наружной стене костела. В этот раз их изучили ученые и однозначно заявили, что они не с 1621 года. Тынский храм много раз тщательно осмотрен, возможностей, где еще не было раскопок, не осталось. Оставалась надежда на костел Сальватора на Сальваторской улице в Праге. Почему именно св. Сальватор? Доказательств этой теории несколько. В 1631 году костел был в руках евангелистского ордена пауланов и находился в нескольких шагах от Тынского храма. Это идеальное место для тайного переноса гроба с 11 головами. В этом костеле когда-то был похоронен Яхим Ондржей Шлик. В 1862 году в журнале «Lumir» опубликована заметка его издателя Фердинанда Бржетислава Миковеца (Ferdinand Bretislav Mikovec 1826-1862) о том, что он нашел интересное примечание в сочинении Яна Амоса Коменского «История о тяжких гонениях церкви», 18 век. В отрывке о головах «были похоронены в таком месте, что никакой враг не сможет узнать», кто-то дописал рукой: «N. B. v pavlanu pod vezi» (на большом балконе под башней). Сокращение N. B. может означать орден младших братьев, т.е. пауланов. «V» может быть также и «U» «v» пишется похоже на «u», так что вполне можно прочитать: «N. B. u paulanu pod vezi» (У пауланов под башней). О башне также упоминает историк Ян Непомук Циммерман (Jan Nepomuk Zimmermann 1788-1836) в своем труде «История разрушенных монастырей» 1833 года: «Ночью похоронили головы в тиши костела св. Сальватора около башни с колоколами». Костел во время перестроек был тщательно осмотрен - ничего не нашли. Большие исследования проводились в 1863 и 1911 гг. Как ни странно, никто не открывал замурованный вход под южную башню. Под полом костела в то время были найдены две пустые могилы. Одна из них находится под кафедрой – в месте, которое могло быть могилой Яхима Ондржея Шлика. Его останки, вероятно в 1631 году, были изъяты и отвезены. Изучение с экстрасенсами Есть и другие методы, кроме археологических. В 1998 году отправляюсь в оба храма с экстрасенсами Станиславом Браздой и Томашем Сихрой. Они находят несколько пустых внутренних пространств, вероятно, могил, но им не удается определить, пустые ли эти могилы. У св. Сальватора указания лозы проверили чувствительным георадаром. Современный прибор указал на аномалию в том же месте, что и лоза. Но следов разыскиваемой могилы так и нет. Осталось только пространство под башней. В высверленное отверстие поместили маленькую камеру и на мониторе увидели большое пространство. Там много пыли, строительной осыпи, но черепов нет. Где же они? Вопросы захоронения черепов так и остались. А что, если они в конце 1631 года вообще вывезены из Праги? Ведь и останки графа Шлика также были перемещены. Не исключено, что члены семей умерших после окончания обряда похоронили головы около их тел? Существуют ли следы, указывающие на место последнего упокоения жертв Староместской экзекуции? Jan Zeman | ||
дом. страница | обо мне | события | фото | Гатчина |
---|