гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
В вышеградском костеле св. Петра и Павла, во втором боковом алтаре с северной стороны, стоит каменный гроб, который в летописях и преданиях называется гробом св. Лонгина. Как известно, св. Лонгин был наемник, который копьем пронзил грудь Спасителя на Кресте, позже крестился и за свои добрые дела был причислен к лику святых. В конце 14 века пробст Вацлав из Буржениц привез его останки в каменном гробу из Рима на Вышеград. Гроб вытесан из известняка, у него ровные толстые стенки, он достаточно просторный, чтобы в нем поместился крупный человек. Крышки у гроба нет. Снаружи он украшен богатым резным декором. В гробах такого типа были похоронены первые Пршемысловичи; один из таких гробов до сих пор находится под могилой Одколковиц, и в деревнях иногда можно встретить такие гробы. Например, на Зеленой Горе такие гробы использовали как корыто для водопоя коров. Вероятно пробст Вацлав из Буржениц нашел этот гроб в алтаре какого-нибудь храма, возможно, пустой или с чьими-нибудь останками, которые похоронил в другом месте, а в этот гроб, используемый как алтарный камень, положил привезенные останки св. Лонгина. Но недолго были покое эти останки на Вышеграде: уже в 1420 году достигли Вышеграда гуситские мятежники, перевернули все вверх дном, разбросали и уничтожили. Гроб св. Лонгина был сброшен и падал глубже и глубже, пока не достиг дна Влтавы. Говорят, она так глубока под Вышеградом, что дна вообще нет. Нынешнее шоссе свидетельствует о ином: современные инженеры не только дна достигли, но и шоссе построили. Тело св. Лонгина упало глубоко в воду, а ночью на этом месте сияли звезды (предшествующие звездам св. Иоанна). А с гробом было диво дивное. Тяжелый каменный гроб плыл по воде, как скорлупа. Жители Подскали его вытащили, и какое-то время он лежал на берегу. Оттуда жители Нового Места Пражского отвезли его на Скотный рынок, где он лежал еще некоторое время, пока рыбаки не стали использовать его как емкость для продажи рыбы. Чтобы было удобнее менять воду, на дне просверлили отверстия, которые можно увидеть и в наши дни. Но рыбакам не повезло с этим гробом. Все рыбы в нем пугались, когда добавляли новых на рынке. Рыбаки на Скотном рынке увидели в этом перст Божий и отвезли гроб обратно на Вышеград. Здесь он долго лежал в траве у костела, пока один из высокопоставленных лиц Капитула не вернул его в алтарь в качестве алтарной доски. Не все, наверно, в этом предании правда. Вероятно, в костеле Вышеграда было много таких каменных гробов старших Пршемысловичей. На кладбище есть еще один, и он бы тоже хорошо служил в костеле, его сохранность гораздо выше, чем у того, что в костеле. Похоронен в таком каменном гробу был король Вратислав и его супруга Сватана и другие члены княжеского рода. Упоенный победой сброд собрал эти гробы, выбросил их из храма и разбросал останки из них. Весьма правдоподобно и то, что подобный гроб сбросили во Влтаву. Остальные еще валялись в мусоре около костела. Вероятно, оттуда жители Нового места взяли каменный гроб, принесший им столько неудач, что его вернули обратно. Гроб же, в котором было тело св. Лонгина, вероятно, лежит на дне Влтавы под Вышеградской скалой, теперь уже под шоссе. А что с останками наемника, св. Лонгина, привезенного из Рима на Вышеград? Наверно, придавлены гробом ко дну или уплыли в дальние моря… Кто первоначально был похоронен в этом каменном гробу? Не сам ли Вратислав, основатель вышеградского костела? Еще одно предание об этом гробе повествует, что его замуровали как камень в крепостные стены Вышеграда, а он из них ночью вылез и сам переместился к костелу. И покуда вышеградский костел будет костелом, гроб будет при нем. Вероятно, более реальная версия, что кто-то из строителей крепостной стены сжалился над гробом и ночью его тайно вынул из кладки и перенес к костелу. Еще одно предание рассказывает, что монахи Вышеграда отвезли этот гроб в монастырь на Бездесе. Но и оттуда гроб Божьей волей был возвращен на Вышеград. Такая связь старинного гроба со святынями Вышеграда невольно вызывает предположение, что со старинных времен было известно, кому он принадлежал, и почитатели старинных реликвий постарались вырвать его из алчных рук и вернуть на место в вышеградском костеле. Вероятно, по декору можно будет судить, работа ли это 11 века (правление Вратислава) или 14 - время, когда были привезены останки Лонгина. Popelka Biliánová |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|