Банкиры и торговцы вразнос - таков социальный диапазон еврейского населения, жившего на ограниченной территории пражского гетто. С одной стороны, здесь были богатые ростовщики и банкиры, с другой - торговцы, ходившие по домам, коробейники.
Как возникло гетто? Со средних веков часть города была предназначена для проживания евреев и огорожена проволокой. В этом тесном месте евреи жили, работали, растили своих потомков. Собственно, гетто им было приютом и утешением, особенно после изгнания из Праги в 1745 году по подозрению в сотрудничестве с прусским войском, осадившим Прагу. До 70-х годов 19 века гетто было огорожено проволокой. Жизнь продолжалась, и обыватели гетто рассеялись про другим районам, сливаясь с «христианским» большинством. Однако магистрат ограничивал переселения, поставил около гетто, оградил гетто воображаемой «веревкой», за которой приказал жить евреям. Но евреи находили способы обойти приказ. Опасения конкуренции элемента, более успешного и настойчивого во многих областях и особенно в деньгах, способствовали тому, что время от времени вспыхивала ненависть к евреям. Но надо заметить, что по сравнению с другими странами, отношение к евреям в Праге было относительно дружелюбным. Еврейские торговцы проникали и в другие районы, им даже был выделен особый рынок, так наз. тандлмарк, расположенный в Старом Месте на углу Мелантриховой и Гавельской улиц. Какова была социальная структура еврейского населения после возвращения в Прагу и после благоприятных патентов Иосифа II? Посмотрим на документ 1792 года, описывающий волнующую историю евреев от изгнания 1745-48 гг., пожар в гетто 1754 года, период насильственного подавления евреев и, наконец, начало еврейской эмансипации при либеральном правлении просвещенного правителя Иосифа II. В гетто тогда проживало 1627 семей, а если посчитаем примерно по 5 членов семьи, то все количество станет в 5 раз больше. К ним надо добавить еврейский горожан, оказавшихся по ту сторону от «веревки», ассимиляция которых постоянно возрастала. Еврейский город добился своего магистрата по распоряжению императора Фердинанда 1627 года, но только в 1850 году еврейский город стал считаться частью Праги и называться Йозефов. Евреи удерживали свое положение не только настойчивостью, но и верой. Невозможно представить их жизнь без нескольких молитвенных домов - синагог, которые доныне считаются жемчужинами Праги. К ним относится:
Но это была одна сторона дела. С другой стороны вспомним нищих еврейских торговцев, которые не достигли особого положения и даже не смогли стать зажиточными от своего торгового бизнеса. Это были коробейники, торговцы вразнос, которых на пражском жаргоне называли handrle. Прозвище возникло потому, что большинство еврейских торговцев обходили дома с песенкой, выкрикиваемой хныкающим голосом: «Никс цу гандрлн, никс цу чахрн?». Как только ему за шторой подавала знак рука (хозяйки стеснялись «чахр» и «гандрлатов» и скрывали их от соседок), еврейский торговец, одетый в черное пальто и шляпу, с котомкой на спине, поднимался наверх. Там его ожидала кучка вещей, «ношенных господами». Старые ботинки, цилиндры, протертые штаны - «handrle» покупал практически все. Потом наступала кровавое препирательство за каждый предмет старья. И это входило в ритуал закупщика, который добытые вещи потом выставлял в своей лавке на первом этаже в Еврейском городе (Йозефове) или уступал следующим перекупщикам. Говорили, что за то время они могли допрепираться и до продажи Платиза - самого дорого дома в Новых аллеях (ныне Национальный проспект Narodni trida) который ежедневно приносил своему владельцу по золотому дукату!
Еврейские торговцы ходили по Праге, а их котомки наполнялись и распухали. Когда такое видение выныривало из ворот, его окружали пражские сорванцы и озорно покрикивали: «Handrle vu!». Давно уже исчезло желтое колечко на кафтане, которое должны были носить евреи, но оскорбительный знак принадлежности к национальности остался скрытым в человеческой ненависти. И что с того, что это не касалось банкиров и промышленников, строивших роскошные дворцы и содержали казино, а также убогих созданий, которые часто жили беднее и несчастнее тех, кто их высмеивал? Жизнь продолжается, многое изменилось, а любовь и ненависть в человеческих мыслях остались. Если сегодня войдете в старые пражские дома, если прислушаетесь к их тишине, то как-будто из безмерной дали прошлого услышите это протяжное: «гааандл!» Radko Pytlík | |||||||||
дом. страница | обо мне | события | фото | Гатчина |
---|