гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Археологи собираются создать карту Юдитиного моста. В рамках этого уникального исследования в феврале 2010 года в ледяной воде, обеспечивающей видимость 1,5 метра, подводники сделали первые фотографии Юдитиного моста - моста, который служил пражанам задолго до того, как был построен Карлов мост.
До наших дней от Юдитиного моста сохранился последний староместский пролет, скрытый в подземелье монастыря Крестоносцев с красной звездой и под площадью Кржижовников, и остатки на Малостранской стороне, обнаруженные во время реконструкции Чертовки. Из этого известно, что мост был облицован песчаником, скрепленным металлическими скобами.
В 2009 подводники приречной полиции обнаружили и следующие остатки первого каменного моста в Праге. Найденные остатки постепенно будут нанесены на план. Археологи предполагают, что романский мост не шел по прямой, а имел изгиб. Его ширина была около 10 метров, как и у Карлова, но по направлению к Малой Стране он сужался - вероятно, из оборонительных соображений. На обоих концах моста стояли башни с воротами. За проезд по мосту брали пошлину. Пилоны были шестиугольной формы. У Юдитиного моста мостовое полотно было на 3-4 метра ниже, чем у Карлова. Это оказалось роковым. Наводнение 1342 года и то, что обычно оно с собой несет, закупорили арки, вода оперлась на мост и проломила его. Поэтому арки Карлова моста преднамеренно были сделаны выше.
Юдитин мост проходил поблизости от нынешнего Карлова моста. Самым старым способом переправы через реку был брод, который проходил между левым берегом рыбачьего поселения Кларовом и правым берегом Старого Места по направлению к торговому поселению Унгельт. На этом месте был перекат, образованный т.наз. скальным речным порогом, что могло послужить поводом для легенды о названии Праги. Одновременно на этом месте брода, собственно, водного порога, вода разливалась на постепенно поднимающиеся берега.
Из записей еврейского торговца на службе у арабов Ибрагима ибн Якоба известно, что в 939 году в Праге был деревянный мост. Далее он сообщает о том, что здесь так же проносили тело святого Вацлава и что в это время мост был поврежден наводнением. Известно, что вода поднималась до высоты 12 локтей над полотном моста. Деревянный мост, вероятно был славянской конструкции. Его модель можно увидеть в Музее Карлова моста. Точное положение этого моста неизвестно. Предполагается, что он проходил поблизости и в направлении Юдитина или Карлова моста, был продолжением дорог Старого Места или Малой Страны. Юдитин мост был построен между 1169 и 1172 годами. Это был позднероманский мост, построенный, вероятно, строительным братством Италии, явно имевшим опыт в строительстве мостов. Инициатором строительства первого каменного моста в Чехии был король Владислав I. Говорят, что покровительствовала строительству этого моста его супруга Юдита Дуринска, в честь которой мост и был назван. Мост был построен в модуле римской стопы, у него было так наз. римское деление, что означает, что арки расширялись по направлению к центру реки. Сначала у него не было никакого укрепления - ни ворот, ни башен. В середине 13 века св. Анежка Чешская основала орден крестоносцев с красной звездой и построила их монастырь прямо у пяты Юдитина моста. Частью этого староместского укрепления Юдитина моста был костел, вероятно, св. Духа, госпиталь и башня. Это раннеготическое здание было построено строительным братством цистерианцев из Бургундии.
Юдитин мост, вероятно заканчивался еще до ворот на Малой Стране, где-то на месте отеля «У Трех страусов». Меньшая из двух Малостранских башен Карлова моста считалась первоначальной романской башней Юдитина моста. Последние исследования д-ра Драгоуна говорят в пользу гипотезы, что башня могла быть частью укрепления тогдашнего Иоаннитского дворца и воротами на Малую Страну. Можно с уверенностью сказать, что Юдитин мост был очень удачным со строительно-архитектурной точки зрения, жемчужиной романского строительства. Его важность заключалась в том, что в окрестностях он был единственным путем между правым и левым берегом. Его значение не было только практическим или стратегическим, но он означал престижность правителя и значимость власти.
Отдельные строительные братства и цеха по возведению мостов отличались в используемых технологиях. Исследования архитектора Ондржея Шефцу показали, что пилоны Юдитина моста были поставлены на деревянные решетки. Они выдержали в воде более 800 лет. Их возраст будет определяться по кольцам методами дендрохронологии. В русле реки должно быть 12 фундаментов от пилонов Юдитина моста. О строителях Юдитина моста ничего неизвестно, но есть предположения, что участвовали страговские цеха каменщиков. Находка знаков каменщиков не позволяет конкретно идентифицировать строителей.
Первоначальное позднероманское мощение Юдитина моста было из плит песчаника. Когда к мосту пришли крестоносцы с красной звездой, они подняли полотно моста на полметра, что его расширило почти на метр. С их приходом началась новая эпоха. У крестоносцев была обязанность заботиться о мосте и ремонтировать его. Собиралась пошлина, заботились о прохожих, ремонтировали мост. В компетенцию ведомства моста входило управление промыслом около реки: рыболовство, переправа. Юдитин мост часто разрушался и ремонтировался. Роковым было наводнение 1342 года. После него Юдитин мост был отремонтирован с помощью деревянных перекрытий и служил в таком виде до окончания строительства Карлова моста, до 1407 года. По материалам PhDr. Zdeněk Dragoun, ing. Arch. Ondřej Sefců дир. Музея Карлова моста Zdeněk Bergman |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|