гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Первый вокзал в Праге

Прага. Вокзал Масарика «Решением от 11 июля 1843 года Его Величество милостиво изволило принять предложение жителей Праги заплатить 100 тыс. золотых крон и согласиться со строительством вокзала для государственной железной дороги внутри столичного города Праги на территории, прилегающей к Новым воротам».

Это началось в июле 1842 года. Странные опасения и страх охватили обывателей Праги. Говорили, что настают лучшие времена, что Прагу с миром соединят сразу две железные дороги.

Многие не доверяли поспешному прогрессу, который должен был появиться по железной колее, ведущей из Праги не только до Вены, но и до Дрездена, считали это необдуманным действием, ведущим к революционным последствиям.

Однако те, у которых был полон карман и хотелось еще больше денег, быстро поняли, что надо ставить на одну карту, и осматривались, как организовать, чтобы эти новшества оказались им полезны.

Они полагали, что выгода от строительства могла бы достаться старожилам, а не тем, кто за городской стеной. Поэтому не хотелось, чтобы новая дорога оказалась не в городе, как это предлагали инженеры - в предместье Карлин. Пусть вокзал перенесут в город, пусть даже снесут городскую стену, чтобы выгода была Праге, а заодно и им.

Эта революционная мысль о прорубке городских стен первым пришла горожанам, купцам, ремесленникам. То, о чем они просили, вызвало возмущение - никто до этого никто не решался открыто выступать против городских стен, хотя сомнения в их необходимости давно уже слышались тут и там. Теперь заговорили открыто, что стены не нужны, что они застопорили городскую жизнь, выгнали из города тех, кому для дел требуется больше места, чем его можно найти внутри городских стен. Бургомистр Мюллер под давлением избравших его на этот пост горожан настаивал, чтобы вокзал был внутри города.

Он доказывал, что именно для полиции наиболее важно, чтобы конец дороги находился именно в городе. Дорога открывает ворота города нараспашку всем без разницы, в том числе и недобросовестным элементам. С таких людей надо не спускать глаз, а это потребует полицию прямо в том месте, где они выходят из поезда.

Масариков вокзал. Вид со стороны Гибернской улицы
Масариков вокзал. Вид со стороны Гибернской улицы
Масариков вокзал. Освящение поезда
Масариков вокзал. Освящение поезда

А что с продовольственным налогом? Ведь если все привезенные товары оставались бы за пределами города, то у города не было бы возможности получать дань, а товары нужно было бы перегружать.

Господа из магистрата написали длинную челобитную и обратились с ней к императору. Сообщали, что им больше всего нравится для строительства вокзала Сеноважная площадь. Участок тут предлагают бесплатно. И не только это. Предлагают его оформить так, как потребуется. Дома выкупят и сровняют с землей, как того пожелают инженеры. Если же это место не сочтут подходящим, то они не против другого решения. Они готовы к пожертвованиям, лишь бы вокзал был построен внутри городских стен, хоть бы даже и на Флоренце.

Разобраться с этим предложением было поручено графу Карелу Хотеку. Он писал в Вену, что идея хорошая и все бы шло гладко, но Прага - крепость, и последнее слово всегда остается за военными. Они не хотели отступать от старых позиций, а, кроме того, известно, что нельзя ничего строить на расстоянии ближе 600 сажень как внутри, так и снаружи стены. Это относится также и к вокзалу, для которого пришлось бы еще прорубать вал и осуществлять такие изменения в городских стенах, какие до этого никому и в голову не приходили.

Карел Хотек был прав, но не совсем. Военные сначала ставили условия, но потом уступили. Их уступка открыла Праге дорогу к новой жизни. Когда развевающиеся флаги, колокольный звон, звук мортир и громкая музыка приветствовали первый поезд, никто не думал, что жизнь пражской крепости угасает, что через двадцать лет она исчезнет совсем.

По материалам Jiří Streit


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты
Hosted by uCoz