гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
История канализации - история городского управления Пражская канализационная сеть и очистные сооружения сточных вод в Бубенече являются достопримечательностью города так же, как и малостранские дворцы, исторические костелы, музеи и театры. История канализации и водопровода - это также история функционирования городского управления, споров между предпринимателями и судебных прений. Насколько показательна ситуация в Праге в конце 19 века, когда растущему городу не хватает питьевой воды, а он еще 20 лет продолжает решать, кому отдать тендер, какую фирму, а этим и какую политическую партию поддержать! Насколько актуальная ситуация создателя пражской канализации Вильяма Линдли (1854-1917), который как «чужак» годами был вынужден отражать нападки чешских экспертов и их фирм!
Канализация, такая обычная в античном мире, хотя и появляется в средневековых городах, но лишь с частичными мерами - чаще это слив длиной пару десятков метров, который отводит нечистоты подальше от дома, а к тому еще там, где позволяло снижение рельефа местности. Поэтому неудивительно, что в нескольких малостранских домах около Нерудовой улице была обнаружена локальная канализация. Первое письменное упоминание о канализации дошло с 1310 года и касалось дома пробста на Нерудовой улице. В остальных случаях большинство сливов заканчивалось на улице или в яме, откуда просачивалось в расположенные поблизости колодцы. Жалобы на вонь и нечистоты были настолько обычны, что в 1380 году в Праге было запрещено выгонять на улицу и в 1413 году начал работать коммунальный вывоз мусора за счет города. Первым настоящим стоком была канализация Клементинума, построенная в 1660 году. Вода из фонтанов Клементинума вымывала отходы из туалетов, умывален, кухонь и даже из емкостей с рыбой, которую держали для постных дней. Всю систему можем представить так, что Клементинум получал определенное количество воды из староместской водонапорной станции. Ее пускали в фонтан с переливом в желоба для содержания зданий, включая конюшни.
Избыточная вода сначала промывала емкость с рыбой, потом кухню и, наконец, туалет. С введением водопровода мы забыли ренессансном или барочном мастерстве управления водой, а главное - о ее экономии. Первый большой пражский канал образовался перекрытием оборонительного рва между Старым и Новым Местом пражским в 1782 году. Франтишек Антонин Гергет (Hergeth) - первая систематизированная работа по канализации Первым основателем канализации считается Франтишек Антонин Леонард Гергет. В 1767 году он был назначен профессором сословной инженерной школы, где преподавал такие предметы, как артиллерию. На развитие артиллерии большое влияние оказала математика, особенно при детальном изучении баллистических и иных кривых. Военное и гражданское инженерное дело тесно переплетались, так возможно, что и новоготические костелы построены с холодной точностью, предназначенной для постройки военных укреплений. В рамках модернизации Австрийской монархии император Иосиф II в 1787 году выпустил декрет о строительстве канализации. Год спустя Гергета назначили главным строительным управляющим Чехии. Он был в расцвете сил, ему еще не было пятидесяти, профессором он стал в 26 лет, потом набирался опыта и следующие 20 лет руководил государственным строительством в Чехии. Одной из первых акций Гергета было картографирование Праги, которое в 1790 году выполнили его ученики Й.Оппелт и К.Лутц. С того момента все строительные изыскания и урбанистические анализы столицы будут опираться на этот нестареющий план. Потом начались работы по канализации. Было спроектировано почти 20 км канализации. В то время в школе Гергета ежегодно было около 200 учащихся! Этот один человек с помощью своей школы на целые десятилетия впечатал на чешской земле определенный инженерный идеал с таким с таким высоким профессиональным уровнем, что многие его ученики шли строить Вену и другие города не только монархии, но и Северной Африки и Турции. На момент его смерти система канализации более-менее функционировала. Так что в 1804 году была установлена оплата водопровода и канализации.
Город постоянно рос, и королевский бургграф граф Хотек в 1818-20 гг. приказал построить 35 выпускных каналов, по которым нечистоты из жилых кварталов отводились без очистки прямо во Влтаву. Канализация была выполнена простым способом, следовавшим из планов Гергета. В городе устранялись помойные ямы, а на месте открытых канав были устроены не слишком качественные четырехгранные каналы, которые часто обнаруживаются во время современных ремонтов улиц. Почти все старые каналы заполнены отложениями, которые в них попали при обрушении стен и во время сильных дождей. Со временем было создано Ведомство канализации королевской столицы Прага и наконец после неудачного управления в 1889 году был объявлен международный конкурс на канализацию Праги. Главным недостатком всех проектов было недостаточное знание соотношение высот отдельных районов. С другой стороны, в них выкристаллизовались такие важные идеи, как создание коллекторного туннеля под Летной и включение периферийных кварталов в общую канализационную сеть. Дошли два проекта, и оба от чешских инженеров. Какой принять, когда казалось, что все чешские инженеры, имеющие отношение к теме, связаны с тем или иным проектом? Проект сэра Вильяма Линдли Он сначала обучался праву в лондонском университете, а позже перешел на изучение технических наук. В 1872 году отец отправил его в Будапешт руководить строительством водопровода. Венгры любили английских инженеров, которые проектировали им цепные мосты, дороги, туннели, стальную конструкцию будапештского парламента, так напоминающего лондонский. Делали это не только от восхищения английским промышленным наследием, но также хотели козырнуть перед венской властью. Кроме того, во Франкфурте он закончил строительство, начатое его отцом, и погрузился в проектирование следующих подобных объектов в Варшаве, Баку, Гаване, Самаре и др. городах. В Праге работал в 1893-1909 гг. и оставил за собой труд, который на многие столетия оказал влияние на жизнь города. К работе над пражской канализацией Линдли сначала попал как эксперт, который оценивал, а после знакомства с рельефом местности отклонил оба предыдущих проекта. Например, в них недостаточно была решена проблема работы системы во время наводнения и сколько естественных подземных притоков будет отводиться. Поэтому его попросили создать собственный проект, включивший в себя лучшие идеи предыдущих. Чешские проекты не были плохими, но у Линдли был опыт строительства канализации нескольких больших городов. Он знал, что нельзя полагаться на разбавление стоков речной водой и что в городе должны быть свои очистные сооружения. Он подошел с размахом - ожидалось, что население Праги может достигнуть полмиллиона, но создал канализационную систему из расчета на миллион человек.
Линдли предложил совершенно принципиальное решение на случай наводнений. Пражская канализация разделена на два уровня. У верхней системы каналов низшая точка на уровне 2,5 м над средним уровнем Влтавы, в то время как у нижней системы эта же отметка является наивысшей точкой. В нормальных условиях работает нижний уровень, который отводит стоки в очистные сооружения. При состоянии повышенного уровня воды, например при сильном дожде или наводнении, мощность нижней системы становится недостаточной, и вода переливается в верхнюю систему, из которой отводилась без очистки прямо во Влтаву. Это не слишком загрязняло реку, потому что стоки разбавлялись водой от наводнения. После большого наводнения 2002 года люди удивлялись внезапно выросшим вдоль среднего и нижнего течения Лабы помидорам. Берега Дрездена были ими просто усеяны. Объяснение простое: семена помидор пришли из человеческих экскрементов и их же использовали как удобрение. Естественным и одновременно гениальным принципом канализации было то, что она работает самотеком. Если будет выключена насосная паровая установка, стоки и далее будут удаляться из города. Линдли предложил пробить под Летной туннель. Это позволило канализировать и низко расположенные районы и отводить воду от пражских подвалов. Преимущества проекта были явные, и в 1894 году городской совет его принял.
Общая схема пражской канализации очень простая. С более высоких периферийных частей города приходят три части стоков, встречающиеся под Староместской ратушей. Этот выбор продиктован не только рельефом Праги, но он также символичен, потому что в 1900 году общая канализационная сеть была таким же выражением прогресса, как сегодня электронный пульт управления, подключенный к спутнику. Посетитель ратуши мог легко по так называемому Цизинецкому вступу спуститься к ключевой точке канализации города и любоваться современным техническим решением, которое для нас стало обыденным. Оттуда сточные воды направляются под дном Влтавы в летенский туннель, под Стромовской до очистных сооружений в Бубенече. В феврале 1897 года Линдли лично посетил кирпичные заводы в окрестностях Праги. Потом профессора Чешской техники (Чешской высшей технической школы) испытывали кирпичи на прочность. Результатом такого подхода стало то, что если сейчас необходимо что-либо заменить в каналах, то это чаще оказывается бетон 1920-1970 гг., а не кирпичи времен Линдли.
Летенский туннель - достойный преемник Рудольфовой штольни, но в два раза длиннее - был пробит из нескольких вспомогательных шахт, которые наткнулись на такие обильные потоки, что одну из них пришлось оставить. Также Линдли предложил переделку Хотковой улицы, но к счастью, его план прокопать на Летне шлюзовой канал не осуществили. В июне 1901 года Прагу посетил император Франц Иосиф I. Он осмотрел новый мост, а потом спустился в летенский туннель, где произнес несколько восторженных слов. В конце августа уже текли воды из центра Праги в Бубенеч. Завершали работы в следующие годы и, к счастью, успели до начала I мировой войны. Современность - аварии будут продолжаться Пражская канализация сейчас эксплуатирует 2365 км каналов и 48772 ответвлений длиной 504 км. Средний возраст канализационной системы в 1996 году был 52 года, из которой 282 км было старше 85 лет. Примерно у пятой части истек срок службы и на середине срока службы 35% всех каналов. Аварии, таким образом, будут случаться. Канализационная сеть контролируется каждые 10-15 лет, но ее размер так велик, что после наводнения сложно будет везде успеть. Очистные сооружения в Бубенече Технические памятники 19 и начала 20 вв. Имеют одну важную черту - они не только эффективны, но и красивы. Красота связана с оптимизмом тех лет и респектабельностью техники. Это отношение изменилось во время II мировой войны, когда техника в виде построек и механизмов уничтожения работала против человека. В течение второй половины 20 века преобладало мнение, что техническое не может и не должно быть красивым. Существовали исключения, как например мосты и плотины, которые всегда имели отношение как к человеку, так и к природе, и удерживали высокий эстетический уровень.
Трудно представить, что сейчас какой-нибудь магистрат гордился системой канализации (потому и канализация так выглядит), а не скоростной трассой или метро, но сто лет назад императору было несложно спуститься в канализационный канал. Только в последние годы, когда компьютеры стали средством общения людей, а технологии помогают сохранять окружающую среду и улучшать качество жизни, снова появляется солидная техническая архитектура. Также возвращается восприимчивость к техническим памятникам прошлого, которые можно оценить и с точки зрения экономии энергии, общей эффективности, приглушенной красоты и связи с окружающим пейзажем. С этой точки зрения канализационное очистное сооружение в Бубенече входит в число наиболее ценных технических объектов Праги. Оно в подходящей удаленности от центра города - его не видно, расположено низко, но по прямой это не так далеко. Его строительство велось одновременно со шлюзовым каналом, т.е. и со зданиями в стиле сецессии (модерна) голешовицкой пристани. Выраженным негативным результатом было отсечение мельничного канала, который шел к Императорской мельницу (Cisarsky mlyn) - когда-то прекрасному месту, ныне лежащему в руинах. Индустриализация этой части Праги привела к появлению новых текстильных и бумажных фабрик. Весь ареал нуждается в том, чтобы снова сделать проточным тупиковый рукав Влтавы и вернуть к жизни всю территорию, которая могла бы стать пользующимся спросом районом Праги.
Строительство очистного сооружения поручили в августе 1901 года строителю Квидо Бельскому. Выкопанный материал использовали для строительства грязеуловителей на Цисаржском острове. Работы быстро продвигались, так что после окончания подводящих каналов, песколовок и другого оборудования 11 июня 1907 года сооружение было передано приемной комиссии. Его дневная производительность была 60 тыс. куб.м, что соответствовало 420 тыс. жителей. Оно работало по простой технологии, по которой крупные предметы улавливаются на сороудерживающих решетках. Далее следует осадочный бак для песка, так называемая ловушка песка, и емкость грязеуловителей, где несколько часов осаждается мелкая грязь, ил. Во время Линдли использовалась только механическая очистка. Позже, с 1910 года сточные воды подвергали аэрации и чистили смешанной культурой микроорганизмов. Очистное сооружение Линдли было механическим до 50х лет 20 века.
В подземелье здания производилась предварительная механическая очистка. Канал вел в ловушку, где в емкости длиной 13 м и глубиной 6 м осаждался песок. Откуда он берется в таком количестве? После каждой зимы в канализации исчезают десятки тонн песка, а дождь смывает со штукатурки домов и дорог еще тонны. Песок из емкости удаляли по узкоколейной железной дороге отвозили на Цисаржский остров, где его промывали и продавали. Из приемного подвала стоки перекачивались в 10 емкостей общей длиной 87,5 м. Дно емкостей было наклонным, что способствовало осаждению. Дневная производительность была около 100 куб.м осадка - шлама. Шлам перемещали сразу на суда, или складировали на острове и впоследствии использовали как удобрение. В настоящее время шлам загрязнен тяжелыми металлами, органическими полутантами, поэтому была предпринята попытка сжигания окатышей из осадка на цементном заводе в Радотине. Что касается нерастворимых веществ, то действенность процесса Линдли была около 70%.
Две паровые машины для привода насосов в 1903 году изготовила пражская фирма «Бритфельд-Данек и Ко». Пар не выпускался в атмосферу, а поступал в конденсационный цилиндр. Там он охлаждался, уменьшался в объеме, чем создавалось разрежение, увеличивающее мощность паровой установки. После возникновения Большой Праги в 20е годы 20 века ежедневное производство песка увеличилось на 40 куб.м, а шлама на 270 куб.м. Повторилась обычная ситуация, когда сначала строятся новые районы, а потом решается вопрос о мощности водопроводов и очистных сооружений.
Линдли лично позаботился о внешнем виде здания, но только внутри, в его подземелье, можно увидеть качественную работу с материалом. Большое впечатление производят параллельные кирпичные пояса, устроенные в сводах, превращение эллиптического светового проема в круглый, и то, как форма машин и их деталей соответствует архитектуре здания. Это можно назвать экологическим колоритом здания. Очистное сооружение хорошо вписывается в местность, трубы (одна для вентиляции, а другая для работы котлов, обеспечивающих паром привод насосов) при асиметрии деталей создают общую симметрию, кирпичи производят впечатление природного материала, а отдельные части ареала связаны текущей водой. Подобным образом обращался с материалом Йозеф Плечник при благоустройстве водопровода и садов Пражского града. Что можно увидеть? Довольно часто открыт Цизинецкий вход в канализацию под Староместской ратушей. Короткий коридор приведет нас в красивый сводчатый зал, в котором перед нами откроется вид на место слияния трех главных каналов пражского центра. Объединяется канал № 5 с Михалской улицы, № 6 с Механтриховой и № 8 с Целетной. Здесь они образуют больший канал размером 2,4 х 1,6 м. В Стромовке справа от ворот под св. Готардом расположен кирпичный северный портал летенского туннеля, построенный из высококачественных кирпичей в текущем историческом стиле.
В очистных сооружениях Линдли был открыт Эко-технический музей, который позволяет увидеть то лучшее, что можно увидеть в пражской канализации. Истории людей под Прагой В пражских преданиях и историях есть несколько случаев, когда грабители проникали в дом через канализационный канал или скрывали в нем труп. Эта тема известна давно. Важные сведения о пражской канализации оставил Альфред Техник, который в начале 40х годов знакомится с пражским подземельем как обмерщик управления канализации. Он не занимался бродягами или скрывающимися заключенными, а рабочими людьми. Техник предполагает, что в 1942 году под Прагой было около 200 км старых каналов, в которых годами или несколько десятков лет никого не было. Он описывает чистку каналов с помощью лодки под названием «Красин». Это такая разборная жестянка для двух человек, длиной 4 м, шириной полметра и глубиной всего 25 см. По бокам у нее кольца и поплавки. Из центра лодки спускали штыковую лопату или соху. Сзади у лодки широкое бревно, повторяющее профиль канала. В процессе движения «Красина» лопата или соха продирали грязь и чистили дно канала. Иногда лодка переворачивалась или кто-нибудь сверху заливал нечистотами парней в лодке. Ночью жизнь затихает, уровень воды в каналах понижается, поэтому работники предпочитали ходить на работу по ночам. Техник описывает явление, которое хорошо знают исследователи пещер. И после короткого дождя вода в каналах может подняться за считанные минуты. Приближается ливневая волна, которая утопила уже как бродяг, так и работников канализации. Забивка канала ликвидируется лежа. Работник лежит в грязи, а когда есть угроза провалиться, его быстро вытаскивают за ноги, чтобы не утонул в тех помоях. Во времена Техника в каналах было уже немного крыс, потому что их заменили серые крысы, пасюки, способные прогрызть и бетон. Писали, что больше всего крыс было в имениях за Прагой, а однажды толпы крыс бежали по парку железнодорожных путей Буштеградской дороги. Владимир Данечек, работая геологом в Носеке в Тухловицах, был свидетелем, как по квершлагу большими группами бежали мыши. Старый горняк предупредил, что это означает завал в ближайшее время, что и случилось. С пасюками, загнанными в угол, шутки плохи. В экстремальных условиях они могут подпрыгивать на высоту до 2 м. А.Техник также описывает удивительное явление, называемое «крысиный король», когда обеспокоенные пасюки без видимой причины в смертельных судорогах переплетаются хвостами и образуют клубок - «трон крысиного короля». Václav Cílek |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|