гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Три части костела и дерево жизни
Мертвым запрещено покидать подземелье, потому что вернувшиеся в мир живых внесли бы беспорядок и вызвали бы сильные разрушительные чувства. Кроме того, это было бы против природы, так что поле бы не родило, собаки выли. Однако несколько раз в году мир живых и мертвых переплетаются, мертвые выходят наверх, но когда проходит их время, они возвращаются. Архангел Михаил закрывает отдушины. Однако некоторые мертвые, это особенно касается ирландцев и мексикан, не хотят покидать свет, потому что при жизни не насладились им и имеют здесь еще некоторые дела, поэтому стараются остаться. Тогда их нужно напугать злыми масками и криками и загнать обратно, как в американском Хэллоуине. Катакомбы Катакомбы - подземные захоронения. В Средиземноморье бывают вытесаны в скале и создаются системой нескольких проходов. От крипт, у которых подобное назначение - стать местопребыванием мертвых, отличается меньшим применением стен, в первую очередь прямолинейным характером подземелья и тенденцией к созданию обширных систем. Слово катакомбы неясного происхождения. Появились в 15 веке, когда подземное захоронение под костелом св. Стефана в Риме было названо ad catacumbas т.е. у катакомб. Основной идеей катакомб является совместная жизнь общины верующих сначала на поверхности, а потом совместное ожидание воскресения в подземелье. Это понятие не относится к христианству, но существуют и еврейские катакомбы и некрополи - поселения мертвых - известные и из других культур. В Средиземноморье катакомбы часто размещались в подземных каменоломнях или специально организовывались погребальными братствами. Главным архитектурным элементом является центральная галерея, т.е. проход большого профиля, который позволяет пройти погребальной процессии. Могилы могут размещаться либо в главном проходе, либо в системе параллельных проходов, которые могут составлять целые лабиринты. Могилы могут быть индивидуальными, и тогда их размер примерно соответствует размеру гроба. Их называют loculi. Они бывают закрыты каменными плитами или плитками. Кубические камеры служат семейными могилами и называются cubicula. Могилы могут быть в виде сводчатых ниш или быть оформленными в виде алтарей и памятников. Расцвет классических катакомб заканчивается примерно в 5 веке, когда мертвых начинают хоронить на кладбищах. Тем не менее, для членов молящихся братств, аббатов и монахов, которые были тесно связаны с жизнью костела или монастыря продолжается строительство подземных захоронений до йозефинских реформ (1784).
Подобно тому, как классические римские катакомбы, размещенные в пяти этажах, имели сложную систему проветривания, так и барочную вентиляцию во многих случаях надо рассматривать как техническое чудо. Как иначе была бы возможна при холодном и влажном центрально-европейском климате постоянная мумификация в подвалах костела? В случае реконструкции барочного комплекса необходимо обнаружить и обновить функцию исходного дренажа и вентиляции (см. Бржевновский костел св. Маркеты). Крипты
Гроты Гротом называется обычно небольшое темное помещение, имитирующее пещеру. Гроты принадлежат костелам только в некоторых случаях, потому что чаще входят в состав маньеристических или барочных садов, замков, загородных домов. Тем не менее, и в самих костелах находим или имитацию пещеры, связанную с барочным культом отшельников, либо святынями. Часто Мария Магдалина бывает изображена в виде наполовину нагой женщины с длинными волосами, крестом и черепом, которая отчасти лежит, отчасти молится в пещере. Сталактитовый и пещерный декор может быть и в salla terrena - монументальных залах на первых этажах дворцов. В Праге выдающимся памятником этого вида является пещерная стена в Вальдштейнском саду, изящная часовня св. Эльма в Войяновых садах или Вртбовском саду. Самый красивый костел в пещере лежит на пути паломников в Скалке над Мнишком и освящен в честь Марии Магдалины. Чума! Погребение в криптах и катакомбах было запрещено во время правления Иосифа II. Много приходских священников тогда не послушали приказа вывезти кости из подземелий костела и похоронить на кладбище за пределами города. В ряде случаев принимали решение замуровать целую крипту или ее боковую ветвь прямо с костями. За прошедшие годы исследователи пещер обнаружили несколько подземных помещений, заполненных человеческими костями, на некоторых черепах даже был нарисован венец. В геологических журналах по поводу этого открытия появилась дискуссия, что обедать в этих помещениях может только идиот. Один из исследователей пещер после подобной акции заболел загадочной болезнью, от которой чуть не умер, если бы просвещенный врач не распознал чуму, микробы которой могут сохраняться в подземелье столетиями. Кроме того, нарушать покой мертвых нельзя на самом деле, даже и под псевдонаучным предлогом. Храм Девы Марии Победоносной у кармелитов (Пражское Езулатко)
В следующем проходе латинская надпись сообщала, что когда кармелиты перестраивали монастырь, обнаружили здесь четыре неповрежденных тела, похороненных лет пятьдесят назад. Они их одели в новые облачения и в 1723 году положили в новые гробы. В следующих могилах покоились мумии семьи Дитрихштейнов (Dietrichstein), грудь которых была покрыта лентами покаяния. Их облачение и обувь хорошо сохранились. У покойников в руках были четки, у некоторых молитвенники. Здесь было погребено много дворян, в том числе графиня Мария Барбара из Вальдштейна, семья рыцаря Турбы. Некоторые гробы были украшены росписью с изображением таких предметов, как коса, лопата, стрела, факел. Внимание посетителей привлекало тело рыцаря огромных размеров и мумия молодой невесты Терезии Фрёлих, которая умерла в день свадьбы. Леопольд Ржержабек, смотритель храма в конце 19 века, заканчивал осмотр подземелья словами: «Читатель, когда однажды попадешь в места, здесь описанные, пройдешь по храму и кельям, вспомни, что и твоя жизнь, как полевая трава, и воскликни: дай им легкий покой, Господи, и пусть им светит вечный свет!» Вальдштейнский сад представляет один из красивейших и богатейших маньеристических садов Центральной Европы в комплексе дворца, который принадлежал одному из могущественнейших мужчин своей бурной эпохи генералу Вальдштейну. Переразмещенная sala terrena со слишком военизированными фресками, на которых античные герои изображены, как рыцари Тридцатилетней войны, была доделана по проекту Г.Пьеронни в 1627 году. По сравнению с ними лепной декор, особенно большие ракушки, хоть и декоративны, но очень красивы. Сад не только создает закрытое пространство искусственного рая, (слова garden, yard и kreml и paradisio-raj имеют одинаковую этимологическую основу), обнесенного высокой стеной, изолирующей человека от беспокойного внешнего мира, но главное - говорит о чувстве времени между ренессансом и барокко. Пещерная часовня св. Эльма В 1656 году почтенная Мария Электа привела босых кармелиток в Прагу. Велела построить в монастырском саду часовню в виде сталактитовой пещеры, единственную такого типа в Праге, в нынешних Войяновых садах (слева от более приметной и более поздней часовни св. Терезии. Освятила ее в честь выдающегося кармелитского святого Эльма. Интерьер часовни с алтарем св. Иосифа был покрыт шлаковым и сталактитовым декором и пятью фресками, в т.ч. известным изображением Эльма в пророческом облачении на огненной колеснице. В 1663 году в усыпальницу ордена была похоронена Мария Электа, умершая в святости. Спустя три года могила была открыта, и неповрежденное сидящее тело было перенесено в следующее место и упокоено в градчанском костеле св. Бенедикта (куда, согласно преданию, ведет подземный ход, по которому пыталась сбежать безумная кармелитка). Часовня уже несколько лет в очень плохом состоянии, скрыта в зарослях, и в ней хранят стол для пинг-понга. Постепенно разрушается, хотя была когда-то усыпальницей одной из чешских святых. Другие места:
К числу примечательных крипт принадлежит подземное пространство костела Девы Марии Снежной, св. Климента в Клементинуме, Девы Марии на Карлове. На прямоугольной площади Иржи из Подебрад, размеры которой определены средневековым Скотным рынком, т.е. Карловой площадью, стоит ни на что не похожий костел Наисвятейшего Сердца Господня работы Йосипа Плечника. При проектировании костела архитектор вдохновлялся старохристианской базиликой и умышленно старался внести в чешскую среду, находившуюся под сильным влиянием немецких и западноевропейских образцов, нечто из позднего античного юга. Простая, в форме туннеля крипта под костелом , в которой в период коммунизма происходили тайные собрания и рукоположения священников, содержит в своей форме и своем духе что-то от катакомбных церквей первых христиан. Как крипта обозначен и романский пресбитерий первоначального костела бенедиктинского аббатства в Бржевнове, но речь идет о части нефа костела, который при барочной перестройке оказался в подземелье. Гейдрихиада в крипте
Кафедральный храм св. Кирилла и Мефодия в Рессловой улице первоначально был построен после 1730 года как костел св. Карла Боромейского на месте более старого романского костела. Костел был разрушен во время йозефинских реформ, служил казармой и позже лекционным залом чешской Техники (высшей технической школы) - в костеле была выставлена модель сахарного завода. В 1921 году была обновлена Чешская православная церковь и арендовала костел. У костела обычная барочная крипта, в которую можно попасть от алтаря или через проем в потолке, закрытый тяжелым камнем.
Имперский протектор Рейнхард Гейдрих был смертельно ранен 27 мая 1942 года и через несколько дней умер от этих ран. 10 июня были уничтожены Лидице. Спустя 8 дней был приказ о нападении на костел, в котором с конца мая скрывались семь парашютистов. Три парашютиста обороняли неф храма, а остальные отступили в крипту, где старались выкопать проход к стокам, ведущим в Ресслову улицу. Сток длиной около 300 м прошел Й. Грунторад, который еще в начале 90-х годов описал их как проходимые. Парашютистам, вероятно, удалось бы убежать, им оставалось 70 м, но их укрытие было обнаружено. Немцы сначала старались их взять живыми, затапливали водой, но парашютисты защищались до последнего снаряда, который оставили для себя. В сентябре был процесс, и епископа Горазда с другими участниками расстреляли. Троя - погребение Гигантов в пропасти хаоса
К Тройскому замку подходим со стороны Стромовки, чтобы насладиться видом архитектурного комплекса. К барочному зданию приближаемся по центральной аллее сада. Это позволяет нам увидеть, что горизонтальная линия фонтанов повторяет горизонтали здания, а пилястры подчеркивают его вертикали. Приближаемся к лестнице, которая, подобно галереям Бернини в Ватикане, захватывает посетителя, словно щупальцами. Замечаем изображения разных живых существ, едва намеченных в камне: лягушек, скорпионов, лисьи головы и дракона. Наклонимся через перила и увидим в пропасти двух озлобленных гигантов, придавленных камнем. Из мифологии мы узнаем, что это камень с острова Сицилия, с горячей Этны, питаемой гневом подземных богов.
На чешской земле больше нет строения, подобной гроту Тройского замка. Но что он означает? Гиганты - старые боги, непохожие на людей, они потомки самой Земли, когда она была бесстрастной. Гиганты - силы морских бурь и вулканических извержений. Они были бы сильнее новых богов, похожих на людей, если бы против них не воевал человек - Геракл. С этого подобия античные авторы брали убеждение, что задача человека - быть в центре, согласовывать силы природы и помогать богам. У большинства войн, в том числе и Тридцатилетней, три стадии. Сначала воюем за какие-нибудь великие идеи или религию, например, христианство или демократию. Если победа не наступает быстро, приходит идейное утомление, и мы вступаем во вторую стадию государственного эгоизма - воюем за свои интересы. Но иногда достигаем третьей, демонической стадии, когда старые дьяволы спущены с цепи, а люди убивают друг друга непонятно, почему. В игру вступает нечто вроде «темной силы» из Звездных войн или огненный демон из глубин Мории во «Властелине колец». А мы это видим своими глазами. Там, внизу, нечеловеческие, колоссальные силы хаоса, свергнутые в глубины пропасти и придавленные камнем. Такое никогда не умирает, только иногда скрывается, иногда его кто-то обездвижит. Обернемся и посмотрим по оси замка, к Пражскому граду. Граф Штернберк ориентацией замка выразил свою лояльность королю, Но его архитектор, стабильный, задумчивый Жан Баптист Матей провел ось не к Королевскому дворцу, полному, тогда как и сегодня, дворян, а для уверенности к костелу Всех святых. Смотрим и вступаем в поток истории, который протекает через нас из далекого прошлого к неясному будущему. Václav Cílek |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|