гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Следующие за Пражским градом по высоте - Башни Карлова моста и Пороховая башня. Между ними действительно великолепные доминанты - пара башен Тынского храма и башня Староместской ратуши. Башни Тынского храма, пожалуй, самые красивые и благородные в Праге. Колокол Тынского храма Мария - уменьшенная и поэтому упрощенная копия Зикмунда. Внизу, по краю, помещено 10 памятных монет. Колокол весит примерно 6,5 тонн. Колокол два раза поворачивали, чтобы он не пострадал от ударов языка, направленных в одно и то же место. Звон у Тына имеет свою традицию. В храме, который стоял на месте нынешнего, капеллан королевы Элишки Беренгар давал звуковой сигнал Яну Люксембургу и его войску. После ударов колокола мясники разбили городские ворота, и всадники Яна въехали в Прагу. Если смотреть на башни со стороны Староместской площади, то будут видны две галереи. Первая из них, более высокая, проходит по контуру обеих башен, близко к крыше. Нижняя галерея проходит вдоль щита и соединяет обе каменные вертикали. На правой башне, под галереей, сохранились знаки стран, которыми владел чешский король в период строительства храма. Кроме того, на фасаде сохранились две мужские фигуры и между ними бюст старозаветного короля Давида.
На другой стороне площади поднимается следующая величественная вертикаль - башня Староместской ратуши. Строительство этой доминанты связано с решительным действием в истории города, т.е. с моментом, когда Ян Люксембург разрешил строительство ратуши в 1338 году. Спустя 26 лет около дома, купленного на Староместской площади, начала подниматься башня - каменный символ светской мощи и влияния Старого Места. Этими датами она попадает в самые старые ратушные башни Европы. Башня высотой 70 метров, четырехэтажная, с галереей и угловыми башенками. Подъем к галерее необычный. В нижней части вступаете на лестницу, а потом поднимаетесь по наклонной бетонной панели, какую не найдете ни в какой другой башне. Призма этой башни наклонена к югу на 23 см и к западу на 15 см. Башня оснащена двумя драгоценностями. В первую очередь, это часовня, которую готика снабдила прекрасным эркером, который по красоте можно сравнить только с Каролинумом. В часовне хранятся и почитаются останки неизвестного воина, павшего в Первой мировой войне на русско-немецком фронте у Зборова. В 1882 году часовня была украшена скульптурами святых покровителей Вацлава, Людмилы, Войтеха, Зикмунда, Прокопа и Ивана.
Другой драгоценностью стали куранты - Орлой - помещенные на первом этаже башни, уникальная готическая работа. Орлой показывает время, и ряд астрономических данных о Земле, Солнце, Луне и некоторых планетах. В нижней части Орлоя очень медленно поворачивается циферблат, украшенный символами двенадцати месяцев и Зодиака. Его автором был Йозеф Манес. Само слово Орлой происходит от Греко-римского Horologium, что означает указатель часов. Первое упоминание этих часов дошло с 15 века, и с самого начала речь шла о прекрасной работе средневековой техники. После многочисленных аварий и ремонтов они работают по принципу, по которому были сконструированы. В 1410 году их создал королевский часовщик Микулаш из Кадани вместе с астроном Й.Шинделом из Пражского университета. С того времени сохранилась каменная круговая обшивка стен вокруг астрономического циферблата со скульптурой, на которую несомненно оказал влияние цех Пралержа. Примерно в 1490 году Орлой отремонтировал и усовершенствовал Гануш Руже, автор календарного устройства. Менялись часовые мастера, резчики, были замены апостолов, появляющихся каждый час в открывающихся окошках. Большая часть из них теперь хранится в Музее города Прага. Сегодня Орлой состоит из трех частей, расположенных одна над другой. В самой высокой происходит появление апостолов - резьба по дереву скульптора Войты Сухарды в 19946-47 гг. В 1882 году было доделано окошко с петухом, который закрывает представление. Скелет звонит и переворачивает песочные часы, намекая каждой фигуре и зрителям перед ратушей, что час каждого смертного однажды придет. Остальные фигуры Орлоя - аллегории человеческих достоинств и недостатков. Шествие апостолов, например, сопровождает скульптура философа, астронома и летописца, в то время, как турок качает головой, что ему еще этого не хочется. Скупец с наслаждением встряхивает мешок с деньгами, а тщеславный человек не может насмотреться в зеркало. Ниже, у календаря увидим архангела Михаила со щитом и пламенным мечом, символом Последнего суда.
Главный астрономический циферблат Орлоя был сконструирован на основе средневековых знаний. Земля здесь в центре, а вокруг нее вращаются Солнце и Луна. Здесь находится окружность, изображающая экватор, два тропика, темный круг внизу, который представляет окружность астрономических сумерек. Когда Солнце больше, чем 18 градусов под горизонтом, наступает полная ночь. Кроме того, здесь циферблат с 24 часами с арабскими цифрами. Здесь видно так называемое чешское или итальянское время, которое считается от заката Солнца. Часы указывают не только текущее время, но также восход и кульминацию Солнца и Луны, время летнего или зимнего солнцестояния, фазы Луны и годовое движение Солнца по Зодиаку. Орлой настолько сложен, что пражане поместили около него и обычные часы на Староместской башне.
Староместская ратуша - свидетель многих событий. Здесь был избран королем Иржи из Подебрад, сюда заманили и казнили лидера гуситской Праги священника Яна Желивского, перед башней падали головы казненных представителей сословного восстания. В четвертом часу 8 мая 1945 года остановились стрелки часов - башня была опустошена нацистами. Slavomír Ravik |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|