гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Староместская мостовая башня - историческая постройка. Сюда направлялись по дороге на Град триумфальные шествия чешских правителей. В 1648 году на мосту происходил бой против шведов. В 1611 году здесь задержали немцев, а в 1848 году в арке стояла одна из 400 баррикад, за которыми боролась восставшая Прага. В 1621 году на башне было вывешано 12 голов казненных чешских лидеров сословного восстания. Спустя какое-то время голова одного из них была выдана вдове, а остальные 11 висели в качестве предостережения и к ужасу проходящих еще десять лет. На голову Есениуса еще и был положен язык, который ему вырезали прежде, чем голова этого ученого коснулась плахи. На голову Шлика была положена отрезанная правая рука. Только после саксонского вторжения в 1631 году головы были сняты и тайно похоронены. Символично, что головы и таблички с именами в шкатулки укладывал Микулаш Дивиш, один из лидеров, который бесславно избежал смерти, простояв время экзекуции на эшафоте с прибитым к виселице языком. Обратим внимание на конструкцию башни. На галерею ведут 138 ступеней. Проезд перекрыт сетчатым сводом. На восточной, староместской стороне, сохранились исходные готические скульптуры мастеров парлержовского цеха (примерно от начала 70-х годов до 1400 года). На втором этаже это, прежде всего, Карл IV, сидящий на троне, рядом Вацлав IV, а посередине над моделью моста - св. Вит.
Этажом выше - св. Зикмунд со святовацлавской короной на голове и св. Войтех с епископским посохом. Кроме того, каменщики люксембургского периода поместили на башню 10 каменных щитов с гербами земель, которыми владели Люксембурги. Помимо крупных фигур здесь находится множество декоративных масок, фантастических чудищ, которыми увлекалась готика. На восточной стороне были св. Вацлав, стоявший на пилоне перед воротами башни. Т.к. скульптура сильно пострадала, в 1676 году ее вынуждены были заменить новой. На правой стороне можно увидеть бюсты мужчины и женщины, а на всем фасаде четыре символа зимородка в венке, сделанном из свернутого полотенца. Об этом знаке, который позже появился на хоругви и стал гербом цеха цирюльников, существует легенда. Вацлав IV подарил этот знак банщице Сусанне и через нее всему ее цеху за то, что она отвезла его на лодке на малостранский берег и тем самым спасла из плена. Местом, где в 1393 году совершился этот драматичный побег, была королевская купальня на староместской стороне Карлова моста. Наука не так романтична, как легенда. Некоторые знатоки утверждают, что зимородок в венке - строительный символ Вацлава IV, который появился и на других постройках. Существует и античная легенда о зимородке. Вдову настолько расстроила гибель ее мужа в глубине волн, что она решила броситься в море. Боги же превратили ее в зимородка и стала символом верного супружества. Вернемся к скульптурному декору башни. Если восточная, староместская сторона, изобилует украшениями скульптурой, то западная сторона почти голая. Некоторые скульптуры Девы Марии, почитаемой Карлом IV и Бланкой Валуа, обстреляны шведами во время тридцатилетней войны, и из всего декора остался только один венок с зимородком и частично декор первого этажа, особенно фигура льва, раздирающего змею, и орла, поражающего дракона. Наверху знак Старого Места и высокопарная надпись, напоминающая героическую оборону Праги от шведов. Одна скульптурная тема появляется и в башне - колонна, вокруг которой оборачивается лестница в последней части башни, завершается фигурой сторожа башни. В южном направлении из башни выступает клозет, так что гарнизон, защищающий башню, был обеспечен всем. Наверху башни на северной стороне две надписи на латинском. SIGNA TE SIGNA TEMERE ME TANGIS ET ANGIS.Тексты сами по себе странные. Их таинственность в том, что они одинаково читаются с начала и конца, что, вероятно, является охраной башни от злых сил. Постоянно повторение фразы представляло «дьявольскую западню», ловушку для злого духа, который если хотел вредить, должен был поискать все надписи, чтобы убедиться, что ни одна из них не является заклинанием против сил Ада. Так дьяволы должны были запутаться в с виду невинной игрушке.
Большим раритетом является романский рельеф 1 х 0,75 м. Фигуры на нем почти в натуральную величину созданы, вероятно, в 13 веке. По другой версии на них видны черты романской скульптуры, заимствованной из Франции во второй половине 12 века. Рельеф был выставлен на фасаде малостранской башни и является самым старым из сохранившихся. Он был обнаружен в 1888 году. Его сохранило, а также закрыло от внимания здание таможни на конце моста, прилепленное к низшей из малостранских башен. Скульптура представляет мужчину на троне, вероятно, короля, у ног которого стоит на коленях еще один персонаж. Он что-то подает правителю на троне или, наоборот, принимает от него. От фигуры на троне сохранился только торс. Голова и часть рук отсутствуют. Мы уже не узнаем, кого представляет коленопреклоненный муж. Возможно, это королевич Пршемысл Отакар II, восставший против отца Вацлава I и вынужденный капитулировать. По другой версии, фигура на коленях символизирует Малу Страну и ее права по отношению к монарху. Может быть, это вообще какой-то абстрактный рельеф. Среди многочисленных версий есть мнение, что сцена посвящена Владиславу I, который в 1158 году принял от Фридриха Барбароссы право носить королевскую корону; его супруга Юдита Дуринска считается основательницей моста. Кроме того есть мнения, что общающимися фигурами могут быть король Владислав и его сын, князь Бедржих. К этому рельефу можно попасть только при входе в малостранскую таможню - ренессансный домик cp 56-III, в котором располагалось староместское таможенное учреждение. После пожара 1591 года здесь сохранились ренессансные своды. По галерее можно зайти на Юдитину башню и в прихожей можно увидеть работу, о которой идет речь. Отсюда можно подняться на следующий этаж Юдифиной башни, где находится Клуб «За старую Прагу». Говоря о скульптурном декоре башни, обратим внимание, что ворота украшены рядом гербов. Управление Старого Места разместило в башнях тюрьму, особенно для заключения тех, кто допустил нечестность к общественному имуществу. В 16 веке впервые из башни была выставлена голова казненного рыцаря, который разорял городские усадьбы. О том, какую стратегическую роль в обороне города играли эти элементы фортификации, свидетельствует факт, что после неудачного восстания чешских сословий Фердинанд I осадил эту крепость собственным войском. Только в 1591 году они снова стали собственностью Старого Места. Slavomír Ravik |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|